Основная образовательная программа дошкольного образования
Описание образовательной программы
1. Образовательная
программа дошкольной образовательной организации составлена в соответствии с требованиями
Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утвержденной
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N
1028. Нормативно-правовой основой
для разработки Программы
являются следующие нормативно-правовые документы:
‒ Указ Президента
Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
‒ Указ Президента
Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года»;
‒ Указ Президента
Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей»
‒ Федеральный закон от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
‒ Федеральный закон от
31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся»
‒ Федеральный закон от
24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1
Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской
Федерации»
‒ распоряжение
Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об утверждении Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
‒ федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки
России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14
ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения
России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля
2023 г., регистрационный № 72264);
‒ федеральная
образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения
России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28
декабря 2022 г., регистрационный № 71847);
‒ Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена
приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в
Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);
‒ Санитарные правила СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября
2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г.,
регистрационный № 61573);
- Областной закон «Об образовании в
Свердловской области» от 15.07.2013 № 78-ОЗ (ред. от 17.10.2013 с изменениями
на 22 ноября 2022 года)
‒ Устав МБДОУ детский
сад № 361;
‒
Программа развития
МБДОУ детский сад № 361;
‒ Правила внутреннего
распорядка обучающихся.
2. Образовательная программа позволяет реализовать
несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
1) обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста
как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и
культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными
средствами;
2) создание единого ядра содержания дошкольного
образования (далее - ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным
духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание
подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей
семьи, большой и малой Родины;
3) создание единого образовательного пространства
воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную
организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям)
равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
3. Образовательная программа
реализует единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО,
осваиваемые обучающимися в ДОО, и планируемые результаты освоения
образовательной программы. Образовательная программа
разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(далее - ФГОС ДО).
4.Основой для
самостоятельной разработки и утверждения ДОО образовательной программы (далее -
Программа) являются ФГОС ДО и Федеральная программа. Обязательная часть Программы
соответствует Федеральной программе и составляет 60% от общего объема. Часть
Программы, формируемая ДОО и другими участниками образовательных отношений,
составляет 40% и ориентирована на специфику национальных, социокультурных и региональных
условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся
традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и форм организации
работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и
интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом.
Содержание и планируемые результаты образовательной программы ДОО полностью
соответствуют (не ниже) содержанию и планируемым результатам Федеральной
программы.
5. Образовательная программа включает в себя
учебно-методическую документацию, в состав которой входят Рабочая программа
воспитания (далее - Программа воспитания), примерный режим и распорядок дня
дошкольных групп, федеральный календарный план воспитательной работы (далее -
План) и иные компоненты.
6. В образовательной программе содержатся целевой, содержательный и организационный разделы.
7. В целевом
разделе образовательной программы
представлены: цели, задачи, принципы ее формирования; планируемые результаты
освоения Программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на
этапе завершения освоения образовательной программы; подходы к педагогической
диагностике достижения планируемых результатов.
8. Содержательный
раздел Программы включает задачи и
содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей
для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное,
познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В
нем также представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств
реализации образовательной программы;
особенностей образовательной деятельности разных видов, культурных практик и
способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического
коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей
работы (далее - КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными
потребностями (далее - ООП), в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов.
В содержательный раздел Программы входит рабочая
программа воспитания и направления воспитательной работы, предусматривающие
приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая
культурные ценности своей этнической группы, правила и нормы поведения в
российском обществе.
9. Организационный
раздел Программы включает описание
психолого-педагогических и кадровых условий программы; организацию развивающей
предметно-пространственной среды (далее - РППС) в ДОО; материально-техническое
обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения и воспитания в соответствии с требованиями Федеральной программы.
Раздел включает примерные перечни художественной литературы, музыкальных
произведений, произведений изобразительного искусства для использования в
образовательной работе в разных возрастных группах, а также примерный перечень
рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений.
В организационном разделе представлены примерный режим и распорядок дня в дошкольных
группах, федеральный календарный план воспитательной работы.
10. ДОО самостоятельно определяет способы реализации образовательной деятельности
в соответствии с конкретными условиями,
предпочтениями педагогического коллектива ДОО и других участников
образовательных отношений, а также с учетом индивидуальных особенностей
обучающихся, специфики их потребностей и интересов, возрастных возможностей.
11. Реализация Программы, направленной на обучение и воспитание,
предполагает ее интеграцию в едином образовательном процессе, предусматривает
взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с
учетом принципов ДО, зафиксированных в
ФГОС ДО.
12. Реализация Программы и создание единой
образовательной среды создает основу для преемственности уровней дошкольного и
начального общего образования.