Программа дополнительного образования Пластилинография для детей от 3 до 7 лет

СТРУКТУРА
1.

КОМПЛЕКС
ОСНОВНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
-Пояснительная записка ........................................................................................................................ 3
-Направленность Программы… .......................................................................................................... 3
-Новизна Программы………………………………………………………………………………..3
-Актуальность Программы… ............................................................................................................... 3
-Педагогическая целесообразность Программы… ...................................................................... 4
-Цели и задачи Программы… ....................................................................................................... 4
-Отличительные особенности Программы… ................................................................................ 4
-Паспорт Программы… ......................................................................................................................... 5
-Содержание Программы… ................................................................................................................... 6
-Планируемые результаты… ................................................................................................................. 6

2.

КОМПЛЕКС
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
-Календарно-тематический план ……. ............................................................................................... 7
-Условия реализации Программы… ................................................................................................. 28
-Формы аттестации ................................................................................................................................ 28
-Оценочные
материалы… ............................................................................................................... 28
-Методические материалы… ............................................................................................................... 28
-Особенности организации Программы… .................................................................................... 30

3. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение1.
Таблица
смешивания
цветов… ................................................................ 31
Приложение2. Формы занятий по каждому разделу ................................................................ 31
Приложение3. Работа с родителями........................................................................................... 33
Приложение4. Диагностическая карта
уровня развития художественно-творческих
способностей ............................................................................................................................................... 33

2

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа
основе следующих нормативных документов:

«Пластилинография»

разработана на

 Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»,
 Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября
2018 года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
 Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологическиетребования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача России от
28.09.2020 № 28,
 Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача
России от 28.01.2021 № 2; 4;

 Письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06 -1844 «О
примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Программа разработана на основе Программы Г.Н. Давыдовой «Пластилинография для детей
в детском саду».
Направленность программы «Пластилинография» по содержанию является
художественной; по функциональному предназначению - художественно– прикладной; по
форме организации - кружковой; по времени реализации – годичной.
Новизна программы «Пластилинография» в дошкольном учреждении – один из
наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности, так как не является
обязательным в программах дошкольного образования.
Данная Программа позволяет объединить традиционную лепку, ее приемы и
нетрадиционные способы работы с пластилином, декоративным материалом, тем самым
расширить творческие возможности ребенка. Необходимо отметить, что существующие
программы по пластилинографии представлены в виде занятий на отдельные, разрозненные
темы, тогда как данная Программа представляет собой комплекс занятий по блокам,
приближенна к комплексно-тематическому планированию детского сада, обогащает, дополняет
и расширяет знания детей, полученные в процессе образовательнойдеятельности.
Актуальность программы
Учеными доказано, если развитие двигательной активности рук отстает от нормального
течения, то задерживается и речевое развитие. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то
есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства.
Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин.
Развитие фантазии у детей тесно связано с развитием интеллектуальных способностей. В
процессе занятий с пластилином ребенок

3

проявляет творческие способности, которые благотворно влияют на формирование здоровой и
гармонично развитой личности.
Педагогическая
целесообразность
программы
«Пластилинография» объясняется тем, что в ней основной материал - пластилин, а основным
инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения
собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного возраста,
позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество
детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Занятия представляют большую возможность для развития и обучения детей,
способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а
также развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию
восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть, тех
школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети
учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Цель и задачи Программы
Цель Программы: развитие ручной умелости у детей старшего дошкольногопосредством
пластилинографии.
Задачи Программы:
Обучающие:
 Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
 Обучать специальным
технологиям
работы с пластилином,
закреплять
приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
 Дать теоретические знания и формировать у дошкольников практические приемыи
навыки работы с пластилином.
Развивающие:
 Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого
мышления, воображения, фантазии.
 Способствовать
развитию
пространственного
представления
и цветового
восприятия.
 Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.
 Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
 Содействовать воспитанию у детей интереса к художественно-творческой деятельности,
стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином.
 Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
 Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
 Воспитывать у дошкольников интерес к изобразительной деятельности,
доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь, формировать навыки
сотрудничества.
- Отличительные особенности программы
Программа составлена с учётом реализации интеграции образовательных областей:
Познавательное развитие: осуществляется знакомство с природой, с явлениями
общественной жизни.

4

Социально-коммуникативное развитие: развивается общение и взаимодействие ребенка со
взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности и целенаправленности,
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Речевое развитие: осуществляется обогащение словаря, звуковой культуры речи, общение.
Физическое
развитие: дети
выполняют
упражнения
пальчиковой
гимнастики,
способствующие развитию мелкой моторики обеих рук, выполняют гимнастику для глаз.
Художественно-эстетическое развитие: используются произведения познавательной
направленности, все виды образовательной деятельности направлены на решение эстетических
задач.
Паспорт программы:
Возраст детей - Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации программы - 2 год.
Форма обучения - очная.
Режим организации занятий -2 раза в неделю по 30 минут.
Содержание Программы

Учебный план 5-6 лет:
№
п/п

Наименование
разделов и тем

1
1.1

"Осень"
"Гроздь
рябины"
"Яблоки поспели"
"Грибы-грибочки выросли
в лесочке
"Осенние деревья"
"Кленовые листья"
"Консервированные
фрукты"
"Ежик с грибами"
"Астры и хризантемы"
"Осенний букет для мамы"
"Осенний лес"коллективная работа
"Божья коровка, улети на
небо"
"Поздняя осень"
"Зима"
"Снежинка"
" Снегурочка"

1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10
1.11
1.12
2
2.1
2.2

Количество часов
всего
кол-во
мин.
занятий
1
30мин
1
30мин

теория

практика

10мин
10мин

20мин
20мин

1
1

30 мин
30 мин

10 мин
10 мин

20 мин
20 мин

1
1
1

30 мин
30 мин
30 мин

10 мин
10 мин
10 мин

20 мин
20 мин
20 мин

1
1
1
1

30мин
30мин
30 мин
30 мин

10мин
10мин
10ми
10мин

20мин
20мин
20 мин
20 мин

1

30 мин

10мин

20 мин

1
11
1
1

30 мин
30 мин
30мин
30мин

10мин
10мин
10мин
10мин

20 мин
20 мин
20мин
20мин

5

"Игрушка новогодняя"
"Елка новогодняя
огоньками светится "
2.5
"Зимняя картина"
2.6
"Снеговик"
2.7
"Творю что
хочу"(Самостоятельная
деятельность детей)
2.8
"За окошком снегири"
2.9
"Сердечки - валентинки"
2.10 "Галстук для папы"
2.11 "Пингвинчик"
3
"Весна"
3.1
"Украшение для мамы"
Тематическое
3.2
"Весна идет, весне дорогу"
3.3
"Фиалочки в горшке"
3.4
"Подснежники"
3.5
"Бабочки, жучки"
коллективная работа
3.6
"Волшебное яичко"
Тематическое
3.7
"Тюльпаны"
3.8
"Божья коровка на
ромашке"
3.9
"Цветущая веточка"
3.10 "Незабудки"
3.11 "Земляничка"
3.12 "Весенняя полянка"
коллективная работа
Итого:
2.3
2.4

1
1

30 мин
30 мин

10мин
10мин

20 мин
20 мин

1
1
1

30 мин
30 мин
30 мин

10мин
10мин
10мин

20 мин
20 мин
20 мин

1
1
1
1
12
1

30мин
30мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин

10мин
10мин
10мин
10мин
10мин
10мин

20мин
20мин
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин

1
1
1
1

30 мин
30мин
30мин
30 мин

10мин
10мин
10мин
10мин

20 мин
20мин
20мин
20 мин

1

30 мин

10мин

20 мин

1
1

30 мин
30 мин

10мин
10мин

20 мин
20 мин

1
1
1
1

30 мин
30мин
30мин
30 мин

10мин
10мин
10мин
10мин

20 мин
20 мин
20 мин
20 мин

35

19

380

12,6

всего
кол-во
мин.
занятий
1
30мин
1
30мин

теория

практика

10мин
10мин

20мин
20мин

1
1

30 мин
30 мин

10 мин
10 мин

20 мин
20 мин

Учебный план 6 – 7 лет:
№
п/п

Наименование
разделов и тем

Количество часов

1
1.1
1.2
1.3

"Осень"
"Лес словно терем
расписной"
"На грядке"
"Грибная корзинка»

1.4
1.5
1.6

"Осенние деревья"
"Листопад"
"Фруктовый сад"

1
1
1

30 мин
30 мин
30 мин

10 мин
10 мин
10 мин

20 мин
20 мин
20 мин

1.7
1.8

"Белочка с грибами"
"Осенние цветы"

1
1

30мин
30мин

10мин
10мин

20мин
20мин
6

1
1

30 мин
30 мин

10ми
10мин

20 мин
20 мин

1.11

"Осенний букет "
"Осень художница"коллективная работа
"Паучок на ветке"

1

30 мин

10мин

20 мин

1.12
2
2.1
2.2
2.3
2.4

"Осени наряд"
"Иней на березе"
"Снегопад"
" Снегурочка и дед мороз"
" Новогодняя конфета"
"Умка у новогодней елки "

1
1
1
1
1
1

30 мин
30 мин
30мин
30мин
30 мин
30 мин

10мин
10мин
10мин
10мин
10мин
10мин

20 мин
20 мин
20мин
20мин
20 мин
20 мин

2.5
2.6
2.7

"Зимняя сказка"
"Снеговик почтовик"
"Творю что хочу"
(Самостоятельная
деятельность детей)
"На рябине синички"
"Валентинка улыбашка"
" Папы бравые солдаты"
"Моряки "
"Весна"
"Украшение для мамы"
Тематическое
"Весна идет, весне дорогу"
"Розы в горшке"
"Подснежники"
"Платье для весны"
коллективная работа
"Волшебное блюдечко и
наливное яблочко "
Тематическое
"Тюльпаны на поляне"
"Ромашковое поле"

1
1
1

30 мин
30 мин
30 мин

10мин
10мин
10мин

20 мин
20 мин
20 мин

1
1
1
12
1

30мин
30мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин

10мин
10мин
10мин
10мин
10мин
10мин

20мин
20мин
20 мин
20 мин
20 мин
20 мин

1
1
1
1

30 мин
30мин
30мин
30 мин

10мин
10мин
10мин
10мин

20 мин
20мин
20мин
20 мин

1

30 мин

10мин

20 мин

1
1

30 мин
30 мин

10мин
10мин

20 мин
20 мин

1
1
1
1

30 мин
30мин
30мин
30 мин

10мин
10мин
10мин
10мин

20 мин
20 мин
20 мин
20 мин

35

19

380

12,6

1.9
1.10

2.8
2.9
2.10
2.11
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8

"Веточка сирени"
"Васильки"
"Бабочки цветочки"
"Весняночка"
коллективная работа
Итого:
3.9
3.10
3.11
3.12

Планируемые результаты
 Дошкольники овладеют теоретическими знаниями и навыками по курсу обучения.

 Будут свободно пользоваться инструментами и материалами, необходимыми для
работы с пластилином.
 Будут владеть различными техническими приемами и способами лепки.
 Научатся самостоятельно изготавливать из пластилина картины.

 Разовьют

познавательные,

творческие

и

художественные

способности,
7

самостоятельность.
 Выработают усидчивость, терпение, трудолюбие, научатся ценить ручной труд.
 Получат навыки совместной работы.
 Пластилинография способствует освоению образовательной программы.
К концу года дети:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет
практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает
выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления,
хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их,
применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения
практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация
деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и
активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с
детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев.
Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена
практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта
ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные
ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния
детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка
развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными.
Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание,
т.е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять
движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Способы проверки результатов освоения программы "Пластилинография" проходят в виде смотроввыставок, где в процессе просмотра работ, дети обсуждают работы, интересуются оригинальностью
замысла и воплощением его в работе.

8

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ:

Содержание учебно-тематического плана 5-6 лет
Тема
Тема
№1
Сентябрь
"Осень"

Тема №2
Сентябрь

Тема №3
Сентябрь

Раздел,
тема
"Гроздь
Рябины"

"Яблоки
поспели"

"Грибыгрибочки
выросли в
лесочке"

Содержание
Развивать у детей
эстетическое восприятие
природы и учить передавать
посредством
пластилинографии
изображение. Учить
детей отщипывать небольшие
кусочки пластилина и
скатывать маленькиешарики
круговыми движениями
пальцев, выкладывать из
тонкихколбасок силуэт грозди
рябины и сложный листик.
Продолжать освоение
приемов пластилинографии.
Подвести к созданию
выразительного образа
посредством цвета и объема.
Закреплять умения детей
аккуратно использовать
пластилин в своей
работе.
Формировать у детей
обобщенное понятие о
грибах. Развивать умение
находить связимежду
формами настоящих и
изображаемых грибов,
передавать их природные
особенности, цвет.
Напомнить детям о
свойствах пластилина:
мягкий, податливый,
способный принимать
заданную форму.

Методы
обучения
Объяснение.
Практическ ое
занятие

Формы
работы
фронтальная

Объяснение.

фронтальная

Практическое
занятие

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

9

Тема №4
Сентябрь

"Осенние
деревья"

Вызывать
у
детей
эмоциональное,
радостное отношение к яркой
осенней природе средствами
художественного слова,
произведений
живописи. Вспомнить с
детьми осенние приметы.
Продолжать знакомитьдетей
с жанром изобразительного
искусства – пейзажем.
Обучать детей приемам
работы в технике
«пластилинография»:
лепить отдельные
детали
–
придавливать,
примазывать, разглаживать
границы соединения частей.

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

Тема №1
Октябрь

"Кленовые
листья"

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

Тема №2
Октябрь

"Консерви
рованные
фрукты"

Учить детей приему
«вливание одного цветав
другой». Закреплять знания
детей о колорите осени,
полученные в процессе
наблюдений за природой в
осенний период времени;
закреплять умения детей в
работе спластилином на
плоскости.
Воспитывать чувство
любви к красоте родной
природы.
Обобщать представления
детей офруктах, об их
характерных особенностях.
Развивать композиционные
умения, равномерно
располага ть предметы по
всему силуэту. Учить
достижению выразительности
через более точную передачу
формы, цвета, величины
предметов и изображения
мелких деталей у
фруктов: черенков, семян,
чашелистиков.

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

10

Тема №3
Октябрь

"Ежик с
грибами"

Учить создавать
выразительный и интересный
сюжет в полуобъеме,
используя нетрадиционную
технику рисования
пластилином.
Совершенствовать
технические и
изобразительные навыки,
умения.
Использовать в работе
различный бросовый
материал. Развивать
детское творчество.

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

Тема №4
Октябрь

"Астры и
хризантем ы"

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

Тема №1
Ноябрь

"Осенний
букет
для мамы"

Способствовать развитию у
детей эстетического
восприятия окружающего
мира,научить замечать и
любоваться природными
формами растений.
Представить осенний цветок
астру. Продолжать осваивать
навыки работы с
пластилином: скатывать
длинные колбаски и делить
их стекой на равные части,
перекручивать
пластилиновые колбаски в
жгутики, наносить
рельефный
рисунок поверх
пластилиновой основы
Развивать умение
любоваться
природными формами и
преобразовывать их в
декоративные. Учить
создавать композицию из
отдельных деталей, используя
имеющиеся умения и навыки
работы с пластилином
– раскатывание,
сплющивание,
сглаживание.
Закреплять умениедетей
выполнять
лепную картину, когдадетали
предметов сохраняют объем
и выступают
над поверхностью основы.

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

11

Тема №2
Ноябрь

"Осенний
лес"коллективная
работа

Тема №3
Ноябрь

"Божья
коровка,
улети на
небо"

Тема №4
Ноябрь

"Поздняя
осень"

Расширять знания о
многообразии растительного
мира, об осеннем колорите.
Формировать познавательный
интерес к природе. Учить
детей передаватьв работе
характерные особенности
внешнего вида разных
деревьев посредством
пластилинографии.
Учить в лепке, передавать
признаки
предметов: длинный –
короткий, толстый – тонкий.
Продолжать отрабатывать
различные приемы лепки:
раскатывание, скатывание,
сплющивание. Учить
договариваться о
предстоящей работе,
распределять обязанности.
Формировать интерес к
окружающему миру,
реалистические
представления о природе.
Учить использовать знания и
представления об
особенностях внешнеговида
насекомого.
Развивать умение находить с
помощью взрослых ответы на
вопросы, возникающиев ходе
выполнения
работы.
Обеспечить развитие
умение у детей
самостоятельно передавать
форму дерева.
Способствовать
формированию навыков
рельефной лепки.
Способствовать развитию
умения создавать
выразительную
композицию (красиво
размещать, соблюдая
пропорции, строение).
Способствовать развитию
мелких движений пальцев
прилепке элементов
выпуклого узора.

Объяснение.
Практическое
занятие

групповая

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

12

Тема
№1
Декабрь
"Зима"

"Снежинка "

Тема№2
Декабрь

"Снегурочка"

Тема№3
Декабрь

"Игрушка
новогодняя "

Тема №4
Декабрь

"Елка
новогодняя
огоньками
светится "

По беседовать с детьми о зиме.
Формировать эмоциональное
восприятие окружающего
мира,реалистическое
представление о природе и
снегопадекак природном
явлении. Используя
пластилинографию, учить
детей выражать в
художественно- творческой
деятельности свои
впечатления и наблюдения.
Побуждать их передавать
разнообразие форм снежинок.
Поощрять инициативу и
самостоятельность в создании
снежинки с помощью
пластилина.
Учить детей лепить
фигуру человека.
Закрепить умения лепить
мелкие детали, создавать
образ, соответствующий
персонажу Снегурочки.
Развивать фантазию,
творческое воображение
детей, образное мышление,
мелкую моторику рук.
Воспитывать и развивать
интерес к персонажам
русского фольклора и сказок.
Проявлять аккуратность в
работе спластилином.

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

Формировать у детей
обобщенное представление о
елочных игрушках. Создавать
лепную картину с выпуклым
изображением.
Развивать творческое
воображение детей, побуждая
их самостоятельно придумать
узор для своего шарика.
Закреплять умение
использовать в работе
нетрадиционную технику
изображения –
пластилинографию;
добиваться реализации
выразительного, яркого
образа, дополняя работу
элементами бросового
материала

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

13

Тема№2
Январь

"Зимняя
картина"

Тема№3
Январь

"Снеговик"

Тема№4
Январь

Тема№1
Февраль

(блестки); Воспитывать
самостоятельность.
Ознакомить детей с понятием
"пейзаж". Воспитывать
интерес кприроде в разное
времягода. Продолжать учить
наносить
рельефный рисунок с
помощью стеки для
придания выразительности
изображаемым объектам.
Развивать чувство цвета,
закрепить знания об
оттенках белого.

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

Закреплять умениеработать с
пластилином, использовать
его свойства при
раскатывании и
сплющивании.
Развивать мелкуюмоторику
рук.
Украшать работу,используя
разнообразный
бросовый материал.

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

"Творю что
хочу"
(самостоятель
ная
деятельность
детей)

Развивать умение
самостоятельно
задумывать сюжет
картины. Учить задавать
вопросы,
возникающие по ходу
занятия. Закреплять умения
оценивать
работу сверстников исвою,
радоваться успехам других.

Объяснение.
Практическое
занятие

Индивиду
альная

"За
окошком
снегири"

Обобщить
представления детей о
зимующих птицах.
Разобрать особенности
внешнего вида снегиря.
Побуждать детей точно
передавать внешний вид
объекта; подбирать цвет и
сопоставлять размер.

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

14

Тема№2
Февраль
(Тематиче
кое:"День
Святого
Валентина")

"Сердечкивалентинки "

Тема №3
Февраль
(Тематиче
ское: "23
Февраля")

"Галстук для
папы"

Тема№4
Февраль

"Пингвинчик"

Тема №3
Март

"Фиалочкив
горшке"

Побуждать детей к
изготовлению подарков для
близких. Развивать творческое
воображение, фантазию ,
мелкую моторику рук.
Формировать навыки
самостоятельной работы.
Систематизировать знания о
защитниках Отечества:
лётчиках иморяках, танкистах
и пограничниках. Развивать
речь, память, внимание,
активизировать словарный
запас. Воспитывать чувства
гордости за нашу Родину,
чувства любвик ней, вызвать
желаниебыть похожими на
сильных, смелых российских
воинов. Побуждать детей к
изготовлению подарков для
близких. Развивать творческое
воображение.
Познакомить детей с
представителем животного
мира самой холодной
природной зоны – пингвином.
Передавать характерное
строение птицы, соблюдая
относительную величину
частей. Закреплять усвоенные
приемы лепки (скатывание,
оттягивание, прощипывание,
сглаживание и др.) Развивать
эстетическоевосприятие,
творческоевоображение.
Способствовать расширению
знаний детей о многообразии
видов и форм растительного
мира, укрепить
познавательный интерес к
природе. Учить создавать
композицию из отдельных
деталей, добиваясь
целостности восприятия
работы. Продолжать
знакомить детей со
средствами выразительности
в художественно – творческой
деятельности: цвет, материал,
составлениекомпозиции.
Воспитывать аккуратность,
самостоятельность.

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

15

Тема№4
Март

"Подснежн
ики"

Дать представление о
Объяснение.
первоцветах. Воспитывать
Практическое
эмоциональную отзывчивость к занятие
событиям, происходящим в
жизнив определенное время года
(весна, подснежники); осваивать
способ создания образа
посредством пластилина на
горизонтальной плоскости;
закреплять навыки
раскатывания, примазывания;
испытывать чувство
удовлетворения от хорошо и
красиво сделанной поделки.
Воспитывать самостоятельность.

фронтальная

Тема№1
Апрель

"Бабочки,
жучки"
коллективная
работа

Объяснение.
Практическое
занятие

групповая

Тема№2
Апрель
(Тематиче
ское: "Пасха"

"Волшебное
яичко"

Обобщить представление о
насекомых. Развивать умение
работать в коллективе дружно
и аккуратно, творческоеи
образное мышлениедетей.
Поощрять инициативу детей и
желание дополнить
композицию.
Познакомить детей с
праздником - Пасхой, ее
традициями, обычаями,
познакомить со значением
новых слов, развивать
творческие способности,
воспитывать уважение к
традициям русского народа.
Развивать у детей
эмоциональное восприятие
окружающего мира. Поощрять
инициативу и
самостоятельность в
построении композиции,
попытки дополнить рисунок по
теме занятия.

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

16

ма №3
Апрель

"Тюльпаны "

Тема №4
Апрель

"Божья
коровка на
ромашке"

Тема №1
Май

"Цветущая
веточка"

Познакомить
детей
с
весенними
цветами
–
тюльпанами.
Продолжать
знакомить с нетрадиционной
техникой изображения
– пластилинографией; учить
создавать выразительный
образ посредством передачи
цвета и объёма. Закреплять
умение и навыки в работе с
пластилином – отщипывание,
скатывание пальцами,
размазывание на основе,
разглаживаниеготовых
поверхностей. Развивать
мелкую моторику пальцев
рук. Воспитывать интерес к
пробуждающейся весенней
природе.
Вызвать интерес к
окружающему миру,
формировать реалистические
представления о природе.
Использовать знания и
представления об особенности
строения насекомых в своей
работе. Воспитывать умения с
помощью взрослого находить
ответы на вопросы в ходе
работы.
Развивать у детей
эстетическое восприятие,
любовь кприроде, желание
передать ее красоту в своем
творчестве. Изображать ветку
цветущего дерева с помощью
пластилина. Создавать
композицию из отдельных
деталей, используя имеющие
умения и навыки
работы с пластилином –
скатывание, сплющивание

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

17

Тема №2
Май

"Незабудки"

Тема №3
Май

"Земляничка"

Тема №4

"Весенняя
полянка"
коллективная
работа

Продолжить знакомство детей
смиром природы.
Закрепить умение скатывать
пальчиком короткие отрезки в
шарики кругообразными
движениями. Стимулировать
активную работупальцев рук.
Закреплять познавательный
интерес к природе.
Продолжить обучение
созданию композиции из
отдельных деталей, добиваясь
целостностивосприятия
картины. Способствовать
развитию формообразующих
движений рук в работес
пластилином.
Вызвать у детей
эмоциональное
радостное отношение к
весенней природе
средствами художественного
слова, музыки, произведений
живописи. Продолжать
знакомить детей сжанром
изобразительного искусства –
пейзажем. Продолжать лепить
картинку из отдельных
деталей – придавливать,
примазывать, разглаживать
границы соединения частей.
Расширять умения
применения разнофактурный
материал для
выразительности картинки.

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

Объяснение.
Практическое
занятие

групповая

18

Содержание учебно-тематического плана 6-7 лет
Тема

Раздел, тема

Содержание

Методы обучения

Тема №1
Сентябрь
"Осень"

"Лес словно
терем
расписной"

Развивать у детей
эстетическое восприятие
природы и учить передавать
посредством
пластилинографии
изображение. Учить
детей отщипывать небольшие
кусочки пластилина и
скатывать маленькие шарики
круговыми движениями
пальцев, выкладывать из
тонких колбасок силуэт
дерева и сложный листик из
фисташек.

Объяснение.
Практическое
занятие

Тема №2
Сентябрь

" На грядке"

Продолжать освоение
приемов пластилинографии.
Подвести к созданию
выразительного образа
посредством цвета и объема.
Закреплять умения детей
аккуратно использовать
пластилин в своей
работе.
Формировать у детей
обобщенное понятие о грибах.
Развивать умение находить
связи между формами
настоящих и изображаемых
грибов, передавать их
природные особенности, цвет.
Напомнить детям о свойствах
пластилина: мягкий,
податливый, способный
принимать заданную форму.

Объяснение.

Тема №3
Сентябрь

"Грибная
корзинка"

Формы
работы
фронтальная

фронтальная

Практическое
занятие

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

19

Тема №4
Сентябрь

"Осенние
деревья"

Тема №1
Октябрь

"Листопад"

Тема №2
Октябрь

"Фруктовый
сад"

Вызывать у детей
эмоциональное,
радостное отношение к яркой
осенней природе средствами
художественного слова,
произведений живописи.
Вспомнить с детьми осенние
приметы. Продолжать
знакомить детей с жанром
изобразительного искусства –
пейзажем. Обучать детей
приемам работы в технике
«пластилинография»: лепить
отдельные детали –
придавливать, примазывать,
разглаживать границы
соединения частей.
Учить детей приему
«вливание одного цвета в
другой». Закреплять знания
детей о колорите осени,
полученные в процессе
наблюдений за природой в
осенний период времени;
закреплять умения детей в
работе с пластилином на
плоскости. Воспитывать
чувство любви к красоте
родной природы.
Обобщать представления
детей о фруктах, об их
характерных особенностях.
Развивать композиционные
умения, равномерно
располагать предметы по
всему силуэту деревьев.
Учить достижению
выразительности через более
точную передачу формы,
цвета, величины предметов и
изображения мелких деталей
у фруктов: черенков, семян,
чашелистиков.

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

20

Тема №3
Октябрь

"Белочка с
грибами"

Тема №4
Октябрь

"осенние
цветы"

Тема №1
Ноябрь

"Осенний
букет
"

Учить создавать
выразительный и интересный
сюжет в полуобъеме,
используя нетрадиционную
технику рисования
пластилином.
Совершенствовать
технические и
изобразительные навыки,
умения. Использовать в работе
различный бросовый
материал. Развивать
детское творчество.
Способствовать развитию у
детей эстетического
восприятия окружающего
мира, научить замечать и
любоваться природными
формами растений.
Представить осенний цветок
астру. Продолжать осваивать
навыки работы с пластилином:
скатывать длинные колбаски и
делить их стекой на равные
части, перекручивать
пластилиновые колбаски в
жгутики, наносить рельефный
рисунок поверх
пластилиновой основы

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

Развивать умение любоваться Объяснение.
природными формами и
Практическое
преобразовывать их в
занятие
декоративные. Учить
создавать композицию из
отдельных деталей, используя
имеющиеся умения и навыки
работы с пластилином
– раскатывание, сплющивание,
сглаживание. Закреплять
умение детей выполнять
лепную картину, когда детали
предметов сохраняют объем и
выступают над поверхностью
основы.

фронтальная

21

Тема №2
Ноябрь

"Осень
художница"коллективна
я работа

Тема №3
Ноябрь

"Паучок на
ветке"

Тема №4
Ноябрь

"Осенний
наряд"

Расширять знания о
многообразии растительного
мира, об осеннем колорите.
Формировать
познавательный интерес к
природе. Учить детей
передавать в работе
характерные особенности
внешнего вида посредством
пластилинографии.
Учить в лепке, передавать
признаки предметов:
длинный – короткий, толстый
– тонкий. Продолжать
отрабатывать различные
приемы лепки: раскатывание,
скатывание, сплющивание.
Учить договариваться о
предстоящей работе,
распределять обязанности.
Формировать интерес к
окружающему миру,
реалистические представления
о природе. Учить использовать
знания и представления об
особенностях внешнего вида
насекомого. Развивать умение
находить с помощью взрослых
ответы на вопросы,
возникающие в ходе
выполнения работы.
Обеспечить развитие умение у
детей самостоятельно
передавать форму. Различной
одежды. Способствовать
формированию навыков
рельефной лепки.
Способствовать развитию
умения создавать
выразительную композицию
(красиво размещать, соблюдая
пропорции, строение).
Способствовать развитию
мелких движений пальцев при
лепке элементов выпуклого
узора.

Объяснение.
Практическое
занятие

групповая

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

22

Тема№1
Декабрь
"Зима"

"Иней на
березе"

Тема №2
Декабрь

"Снегопад"

Тема№3
Декабрь

"Новогодняя
конфета "

Тема №4
Декабрь

"Умка у
новогодней
елки"

По беседовать с детьми о зиме.
Формировать эмоциональное
восприятие окружающего
мира, реалистическое
представление о природе и
инее как природном явлении.
Используя пластилинографию,
учить детей выражать в
художественно- творческой
деятельности свои впечатления
и наблюдения. Побуждать их
передавать разнообразие форм
ветки березы и инеем.
Поощрять инициативу и
самостоятельность в создании
инея с помощью пластилина.
Учить детей лепить форму
снежка различными
инструментами и приемами
Закрепить умения лепить
мелкие детали, создавать
образ, соответствующе
природному явлению
Проявлять аккуратность в
работе с пластилином.
Формировать у детей
обобщенное представление о
сладостях. Создавать лепную
картину с выпуклым
изображением. Развивать
творческое воображение
детей, побуждая их
самостоятельно придумать
узор для своей конфеты.
Закреплять умение
использовать в работе
нетрадиционную технику
изображения –
пластилинографию;
добиваться реализации
выразительного, яркого
образа, дополняя работу
элементами бросового
материала(блестки);
Воспитывать
самостоятельность.

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

23

Тема №2
Январь

"Зимняя
сказка"

Тема№3
Январь

"Снеговик
почтовик"

Тема№4
Январь

"Творю что
хочу"
(самостоятел
ьная
деятельность
детей)

Тема№1
Февраль

"На рябине
синички"

Тема№2
Февраль
(Тематиче
кое:"День
Святого
Валентина ")

"Валентинка
улыбашка "

Ознакомить детей с понятием
"пейзаж". Воспитывать
интерес к природе в разное
время года. Продолжать учить
наносить рельефный рисунок с
помощью стеки для придания
выразительности
изображаемым объектам.
Развивать чувство цвета,
закрепить знания об оттенках
белого.
Закреплять умение работать с
пластилином, использовать его
свойства при раскатывании и
сплющивании. Развивать
мелкую моторику рук.
Украшать работу, используя
разнообразный бросовый
материал.

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

Развивать умение
самостоятельно задумывать
сюжет картины. Учить
задавать вопросы,
возникающие по ходу
занятия. Закреплять умения
оценивать работу
сверстников и свою,
радоваться успехам других.
Обобщить представления
детей о зимующих птицах.
Разобрать особенности
внешнего вида синички.
Побуждать детей точно
передавать внешний вид
объекта; подбирать цвет и
сопоставлять размер.
Побуждать детей к
изготовлению подарков для
близких. Развивать творческое
воображение. фантазию,
мелкую моторику рук.
Формировать навыки
самостоятельной работы.

Объяснение.
Практическое
занятие

Индивидуаль
ная

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

24

Тема №3
"Папы бравые
Февраль
солдаты"
(Тематическое
: "23
Февраля")

Тема№4
Февраль

"Моряки"

Тема №1
Март
(Тематическо
е:"8 марта")
"Весна"

"Украшение
для мамы"

Тема №2
Март

"Весна
идет, весне
дорогу"

Систематизировать знания о
защитниках Отечества:
лётчиках и моряках, танкистах
и пограничниках. Развивать
речь, память, внимание,
активизировать словарный
запас. Воспитывать чувства
гордости за нашу Родину,
чувства любви к ней, вызвать
желание быть похожими на
сильных, смелых российских
воинов. Побуждать детей к
изготовлению подарков для
близких. Развивать творческое
воображение.
Познакомить детей с
профессией моряк
соблюдая относительную
величину частей.
Закреплять усвоенные приемы
лепки (скатывание,
оттягивание, прощипывание,
сглаживание и др.)
Развивать эстетическое
восприятие, творческое
воображение.

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

Приобщать детей к миру
искусства, развивать
фантазию творчества,
воображение, нагляднообразное мышление,
зрительную память.
Закреплять представления о
цвете и размерах предметов.
Побуждать детей к
изготовлению подарков для
близких.
Формировать у детей интерес
к пробуждающейся весенней
природе. Закреплять умение и
навыки детей в работе с
пластилином. Продолжать
развивать мелкую моторику
рук.

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

25

Тема №3
Март

Тема №4
Март

Тема №1
Апрель

"Розы в
горшке"

Способствовать расширению
знаний детей о многообразии
видов и форм растительного
мира, укрепить
познавательный интерес к
природе. Учить создавать
композицию из отдельных
деталей, добиваясь
целостности восприятия
работы. Продолжать знакомить
детей со средствами
выразительности в
художественно – творческой
деятельности: цвет, материал,
составление композиции.
Воспитывать аккуратность,
самостоятельность.
"Подснежники Дать представление о
"
первоцветах. Воспитывать
эмоциональную отзывчивость к
событиям, происходящим в
жизни в определенное время
года (весна, подснежники);
осваивать способ создания
образа посредством пластилина
на горизонтальной плоскости;
закреплять навыки
раскатывания, примазывания;
испытывать чувство
удовлетворения от хорошо и
красиво сделанной поделки.
Воспитывать
самостоятельность.

"Платье для
весны"
коллективно
работа

Обобщить представление о
насекомых. Развивать умение
работать в коллективе дружно и
аккуратно, творческое и
образное мышление детей.
Поощрять инициативу детей и
желание дополнить
композицию.

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

Объяснение.
Практическое
занятие

групповая

26

Тема№2
Апрель
Тематическое:
"Сказки"

"Волшебное
блюдечко и
наливное
яблочко"

Тема №3
Апрель

"Тюльпаны
на поляне "

Тема №4
Апрель

"Ромашково
е поле"

Познакомить детей с русской
народной сказкой. традициями,
обычаями, познакомить со
значением новых слов,
развивать творческие
способности, воспитывать
уважение к традициям русского
народа. Развивать у
детей эмоциональное
восприятие
окружающего мира. Поощрять
инициативу и
самостоятельность в построении
композиции, попытки
дополнить рисунок по теме
занятия.
Познакомить детей с
весенними цветами –
тюльпанами.
Продолжать знакомить с
нетрадиционной техникой
изображения –
пластилинографией; учить
создавать выразительный образ
посредством передачи цвета и
объёма. Закреплять умение и
навыки в работе с пластилином
– отщипывание, скатывание
пальцами, размазывание на
основе, разглаживание готовых
поверхностей. Развивать
мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывать интерес к
пробуждающейся весенней
природе.

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

Вызвать интерес к
окружающему миру,
формировать реалистические
представления о природе.
Использовать знания и
представления о цветах в своей
работе. Воспитывать умения с
помощью взрослого находить
ответы на вопросы в ходе
работы.

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

27

Тема №1
Май

"Веточка
сирени"

Тема №2
Май

"Васильки"

Тема №3
Май

"Бабочки
цветочки"

Тема №4
Май

"Весняночка"
коллективная
работа

Развивать у детей эстетическое
восприятие, любовь к природе,
желание передать ее красоту в
своем творчестве. Изображать
ветку цветущей сирени с
помощью пластилина.
Создавать композицию из
отдельных деталей, используя
имеющие умения и навыки
работы с пластилином
– скатывание, сплющивание.
Продолжить знакомство детей
с миром природы. Закрепить
умение скатывать пальчиком
короткие отрезки в шарики
кругообразными движениями.
Стимулировать активную
работу пальцев рук.
Закреплять познавательный
интерес к природе.
Продолжить обучение
созданию композиции из
отдельных деталей, добиваясь
целостности восприятия
картины. Способствовать
развитию формообразующих
движений рук в работе с
пластилином.
Вызвать у детей
эмоциональное
радостное отношение к
весенней природе средствами
художественного слова,
музыки, произведений
живописи. Продолжать
знакомить детей с жанром
изобразительного искусства –
пейзажем. Продолжать лепить
картинку из отдельных деталей
– придавливать, примазывать,
разглаживать границы
соединения частей. Расширять
умения применения
разнофактурный материал для
выразительности картинки.

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

Объяснение.
Практическое
занятие

фронтальная

Объяснение.
Практическое
занятие

группова я

28







Пластилин (разных цветов);
Пластиковые дощечки для выполнения работ;
Стеки;
Картон (однотонный и цветной), плотный;

Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево,стекло,
пластик;
 Бросовый материал - для создания игровых фантазийных изображений: бумага
разной фактуры, фантики от конфет, семечки, зернышки, пуговицы, пайетки.
Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты
дидактического материала для каждого ребёнка, таблицы-памятки, схемы, технологические карты,
информационные бюллетени; альбомыс образцами, фотографиями.
Формы организации деятельности : занятия, совместная деятельность; фронтальная, индивидуальная и
групповая работа.
Методы работы:
-Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение к художественной
культуре).
-Метод эстетического выбора («убеждение красотой», направленный на формирование эстетического
вкуса.
-Метод разнообразной художественной практики.
-Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).
-Метод эвристических и поисковых ситуаций.
-Метод игровых, творческих ситуаций.
Для успешной реализации данной программы используются современные методы и приёмы занятий,
которые помогают сформировать у дошкольников устойчивый интерес к данному виду деятельности:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
-словесный (устное изложение, беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой и т. д.);
-наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, просмотр фотографий, поделок,
схем, работа по образцу и др.);
-практический (ролевые игры, изготовление изделий, экскурсии, игровой тренинг др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
-репродуктивный – младшие дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности;
-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с
педагогом;
-исследовательский – самостоятельная творческая работа младших дошкольников.
Методы создания положительной мотивации:
-эмоциональные: ситуации успеха, поощрение и порицание, познавательная игра, свободный выбор
задания, удовлетворение желания быть значимой личностью;
29

-волевые: предъявление образовательных требований, информирование о прогнозируемых результатах
деятельности.
Программа предполагает совместную работу детей с воспитателем. Учитывая возраст детей и новизну
материала, для успешного освоения программы индивидуальная помощь педагога каждому ребенку должна
чередоваться с их самостоятельной творческой деятельностью. Место педагога в деятельности по
обучению детей, работе с пластилином в технике «пластилинография», меняется по мере развития
овладения детьми навыками. Основная задача в освоении программы – содействовать развитию
инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности,
совместного творчества взрослого и ребенка
Разнообразные формы занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность,
самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации
работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство
решения познавательных, творческих и игровых задач.
Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого
ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Формы аттестации
Способами контроля над успешностью реализации программы, являются контрольные занятия, на
которых обучающиеся выполняют задания, согласно пройденным темам и получают оценку:
«высокий уровень», «средний уровень», «низкий уровень». Результаты фиксируются два раза в год в
диагностической карте.
«Высокий уровень» определяется при исчерпывающем выполнении поставленной задачи, за
безупречное исполнение задания, в том случае, если задание исполнено ярко и выразительно,
убедительно и законченно по форме. Выявлено свободное владение материалом, объём знаний
соответствует программным требованиям.
«Средний уровень» определяется при достаточно полном выполнении поставленной задачи (в
целом), за хорошее исполнение задания, том случае, когда обучающимся демонстрируется
достаточное понимание материала, проявлено индивидуальное отношение, однако допущены
небольшие неточности. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность
выполненного задания. Дошкольник в целом обнаружил понимание материала.
«Низкий уровень» определяется при демонстрировании достаточного минимума в исполнении
поставленной задачи, когда дошкольник демонстрирует ограниченность своих возможностей,
неяркое, необразное исполнение элементов задания. Требования выполнены с большими
неточностями и ошибками. Выявлен неполный объём знаний, пробелы в усвоении отдельных тем.
Оценочные материалы
Диагностика (2 раза в год) в начале года и в конце.
Метод наблюдения (на занятиях). Участие в выставках детского сада.

30

Методические материалы

1. Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного
творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В.
Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.
2. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО
«Модек», 1997.
3. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» Ярославль: «Академия развития», 1998г.
4. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г»,2006.
5. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство
«Скрипторий», 2007.
6. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. 2008, 80 стр..
7. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. Издательство «Скриптория-2003»
2011, 72 стр..
8. Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007
9. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия
«Учить и воспитывать, развлекая)
10. Лебедева Е. Г. «Простые поделки из бумаги и пластилина». Издательство: Айрис-пресс.
2008
11. Лыкова И.А. «Лепим игрушки: Лепка из пластилина. Мастерилка». Издательство: Мир
книги. 2008
12. Лыкова И.А. Я Будущий скульптор. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г.
– 48 с. – илл.
13. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. — М.: АСТ СПб: Сова, 2006
14. Р.Орен. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010
15. Паньшина И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
16. Перевертень, Г.И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по
внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
17. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [В. А.
Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение,
2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
18. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр.- СПб.: КРИСТАЛЛ, 1997
19. Румянцева, Е.А Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание: дети!" 2009
20. Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю.
Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
21. Стародуб К.И.,Ткаченко Т.Б. Пластилин. Издательство Феникс. 2003
22. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Лепим из пластилина. Ростов-на-дону: Издательство
«Феникс», 2003
23. Узорова О. В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. М.: Астрель-АСТ-Ермак, 2004
24. Шкицкая, И. О. Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009
25. Чернова Е.В. Пластилиновые картины/Е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. –48с. –
(Город мастеров).

31

Особенности организации Рабочей Программы
Этапы работы.
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на
каждом из которых перед ребенком ставятся определенные задачи.
Подготовительная часть.
Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых принадлежностей).
Вводная
часть:
беседа,
мобилизация
внимания,
создание
эмоциональной
заинтересованности,
повышение мотивации
изобразительной
деятельности
детей,
рассматривание образца.
Тактильно-двигательное восприятие, анализ объектов изображения (натуры или образца) по
форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка (в
тематическом занятии).
Физкультурная пауза.
Основная часть.
Определение последовательности выполнения работ, методы и приемы обучения
(планирование деятельности).
Показ. Объяснение. Беседа по композиции и технике исполнения, предупреждение возможных
ошибок.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия. Обобщение деятельности; просмотр и развернутый анализ работ с
точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания детей на достоинствах и ошибках
выполненных работ; оценка их детьми и педагогом.
Методы и приёмы.
-показ способов, уточнение приёмов выполнения работы взрослым с подробнымобъяснением;
поэтапный показ или показ с привлечением детей;
-использование литературного ряда (стихи, загадки, поговорки, и т.д.); фонограмм;
-игровые приёмы;
-индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и ребёнка;
-обследование, рассматривание, наблюдение.

32

3. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Таблица смешивания цветов:
Розовый
1/5 красного + 4/5 белого
Светло-зеленый
1/3 желтого + 2/3 зеленого.
Темно-серый
3/5 черного + 2/5 белого
Фиолетовый
1/3 красного + 3/3 синего.
Светло-серый
7/8 белого + 1/8 черного
Салатовый (травянистый) 1/2 зеленого + 1/2 желтого
Охра
1/ желтого + 1/2 коричневого
Мраморный: валики из пластилина разных цветов скручивают в жгут и слегка
перемешивают, не допуская полного поглощения цветов.
Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в
другой. Можно воспользоваться двумя способами.
Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно.
Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в
одном шарике и рисовать.
Приложение 2.
Формы занятий по каждому разделу:
 Прямая пластилинография- изображение лепной картины на горизонтальной
поверхности.
Особенности выполнения работы:
1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в
виде шарика, колбаски).
2. Располагать их на горизонтальной поверхности.
3. Затем расплющивать, соединяя детали.
 Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с
обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).
Особенности выполнения работы:
1. Использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность (прозрачные
пластиковые крышки, контейнеры и т. д.).
2. С обратной стороны прозрачной поверхности маркером нарисовать контур рисунка.
3. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в
виде шарика, колбаски).
4. Располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения.
 Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с
использованием «жгутиков».
Особенности выполнения работы:
1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.
2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.
3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.
4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.
 Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с на
горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.
33

Особенности выполнения работы:
1. Для начала мы берем разные цвета пластилина.
2. Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Мы получили
так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого желательно идти от
темных цветов - к светлому. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке,
просто положить один слой на другой.
3. А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии - она
проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой. Или скатываем
колбаску и разрезаем ее.
 Модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной
поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.
 Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной
поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
Особенности выполнения работы:
1. Скатывать мелкие шарики, нужного цвета.
2. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого
объекта, соответствующего цвета.
3. Слегка прижать.
 Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на
горизонтальной поверхности и придание им фактуры (барельеф, горельеф,
контррельеф).
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям
чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает
полную свободу для самовыражения.
Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной
деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за
счёт этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это ещё и способ задать детским
пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать
пластилин по плоскости, покрывать цветным фоном поверхность картона, стекла или
пластмассы. Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в
дошкольном учреждении может стать необычным решением задачи, развития мелкой
моторики рук дошкольников. Также рисование пластилином позволяет использовать
бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны)
материалы. Занятия в технике пластилинография помогают получить информацию о
разнообразии окружающего мира, уточняют представление о цвете, форме и размере
предметов, развивает воображение.

34

Приложение 3.
Работа с родителями.
№ Тема встречи
1

«Умелые
пальчики»

Форма проведения
встречи
Ознакомительная
беседа

2

«Мир на кончиках
пальцев»

Консультация для
родителей

3

«Это мы умеем»

Фотоотчет для
родителей о работе
кружка
«Пластилинография»

Цель встречи

Время
проведения
Октябрь

Представить
родителям
программу кружка.
Рассказать
родителям о
взаимосвязи
развитии мелкой
моторики и речи
детей.
Выставка детских
работ.

Декабрь

Май

Приложение 4.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Композиция

Н

Н

Н

Средний балл
В – высокий уровень

К

К

К

С – средний уровень

К

Общее
количество
баллов
Уровень

Сенсорные
способности

Фамилия,
имя ребенка.

Самостоятельнос
ть

Новизна,
оригинальность

Н

Показатели.

Общая ручная
умелость

Творческая
активность

Педагог
_
Дата обследования: начало года (Н)
конец года (К)

Н

Н

Н

К

К

К

Н

К

Н – низкий уровень
35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».