Доступная среда
В МБДОУ детский сад № 361 ведется работа по созданию доступной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В целях повышения значений показателей по обеспечению доступности объектов и услуг разработан План мероприятий «Дорожная карта» МБДОУ детский сад № 361 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (детей-инвалидов) на 2022–2030 годы.
План мероприятий направлен на обеспечение условий доступности объекта МБДОУ и предоставляемым на нем услугам в сфере образования. План разработан с учетом требований приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 года № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
В детском саду созданы следующее условия:
- возможность беспрепятственного входа на территорию детского сада;
- для людей с ограниченными возможностями имеется, специальная кнопка вызова на входной двери, где инвалиду может потребоваться помощь персонала, пандус;
- на сайте ДОО разработана версия для слабовидящих людей; оборудован вход на объект вывеской с названием, графиком работы, плана здания организации, выполненных рельефно - печатным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
- территория асфальтирована или имеет твердое покрытие;
- в групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам и дидактическим пособиям;
- работает консультационный пункт для родителей (законных представителей) воспитанников посещающих МБДОУ и неорганизованных детей (не посещающих дошкольные учреждения) Проводится консультирование для родителей по всем интересующим вопросам лично, а так же посредством электронной почты;
- учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно - развивающую деятельность: учитель – логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог; медицинские работники (врач педиатр, медицинская сестра) заключен договор с ГАУЗ СО «Детской городской поликлиникой № 13».
По проекту, при строительстве здания МБДОУ № 361 не предусмотрено наличие подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, а также приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения иные приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации.
Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование:
Кабинет учителя – логопеда (Логопункт) содержат: материалы и игры по темам, зеркало с лампой дополнительного оснащения, комплект зондов для постановки звуков, дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания, картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков, логопедические альбомы для обследования, предметные и сюжетные картинки по лексическим темам, настольно-печатные дидактические игры, алгоритмы, схемы, методическая, дидактическая, справочная и художественная литература.
Физкультурный зал: тренажеры, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, ребристые доски, скамейки, детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты, и другое игровое оборудование и пособия.
Планируется прохождение курсовой подготовки и повышения квалификации педагогов и специалистов, работающих и сопровождающих детей инвалидов.
Одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников в МБДОУ, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации воспитанников посредством психолого-педагогического сопровождения является Психолого-педагогический консилиум (далее - ППк).
Для детей, детей - инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ созданы необходимые условия, позволяющие в полной мере эффективно осуществлять образовательный процесс, решать задачи воспитания и развития.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование направлена на:
- обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении образовательных программ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей;
- освоение детьми с ОВЗ образовательных программ, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Коррекционная функция– предполагает выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их психофизическом и речевом развитии; осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи воспитанникам с ОВЗ с учетом их психофизического, речевого развития, индивидуальных возможностей и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.
Для создания механизма реализации личностно-ориентированного подхода на основе физического, психического и личностного развития детей, определения направления педагогической, логопедической и психологической помощи и поддержки детям приказом заведующего в МБДОУ создан психолого-педагогический консилиум (ППк). Осуществляется психолого-педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий при организации образовательного процесса.
Цель ППк: создание оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации воспитанников посредством психолого-педагогического сопровождения.
Задачами ППк являются:
1.2.1. выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения;
1.2.2. разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся;
1.2.3. консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;
1.2.4. контроль выполнения рекомендаций ППк.
В МБДОУ организовано взаимодействие со специалистами службы ППК, действует модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов детского сада:
Учитель–логопед | Проводит диагностику речевого развития ребенка; осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в речевом развитии ребенка. Консультирует родителей (законных представителей), с целью обучения их методам и методам, и приемам, корректирующим речевые нарушения ребенка. |
Воспитатель | Организует педагогическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей), направленные на обучения методам и формам организации воспитательного процесса в условиях семьи; планирует и проводит коррекционные и развивающие занятия на основе индивидуальных особенностей развития ребенка. Осуществляет индивидуальную работу с воспитанником. |
Педагог-психолог | Оказывает методическую и консультативную помощь родителям (законным представителям) в выборе эффективных форм, методов и средств воспитания и развития дошкольников в условиях семьи. |
Музыкальный руководитель | Оказывает методическую и консультативную помощь родителям (законным представителям) по развитию музыкальных способностей детей. |