06.05.2024
Рекомендации по обучению мерам пожарной
безопасности
В
дошкольном возрасте многие важнейшие жизненные познания, в том числе и
элементарные навыки пожарной безопасности, прививаются на основе игровой
деятельности, где в наибольшей степени проявляется активность ребёнка. Обучение
противопожарным правилам проводится в неразрывной связи с общим образовательным
процессом как во время занятий, так и при проведении самостоятельной
деятельности, спортивных досугов, развлечений.
Обучение
детей основам пожарной безопасности целесообразно с 4-летнего возраста.
Необходимо вырабатывать у детей серьезное, осмысленное отношение к проблемам
пожарной безопасности с учетом того, что полученные в детском возрасте знания
через чувственное восприятие перерастают в устойчивые привычки, из которых
складываются черты характера ребенка. У детей в дошкольном возрасте формируется
система представлений о пожарной опасности окружающих предметов и явлений,
которая по мере роста и развития ребенка будет пополняться соответствующими
сведениями и новыми знаниями. Необходимо сформировать понимание важности
пожаробезопасного поведения!
В
процессе занятий разрабатываются макеты и игрушки, имитирующие пожарную
технику, к их изготовлению привлекаются
самих детей. Игры для детей 4-5 лет (различные кубики, пирамиды, куклы и т. п.)
могут иметь противопожарную направленность (фигурка пожарного, пожарная машина
и т. п.). Для детей 6-летнего возраста рекомендуются уже более сложные игры,
которые носят обучающий характер, а именно: образцы пожарной техники для
имитации действий по тушению пожаров, пожарное лото, викторины с набором
вопросов по правилам пожарной безопасности, настольные игры противопожарной
тематики, игрушечная экипировка пожарных.
Учитывая,
что объем противопожарных знаний дети усвоят в течение ряда лет, в
соответствии с возрастными особенностями, определяется комплекс
задач, направленных на достижение поставленной цели -
формирование целостного представления о пожарной безопасности.
Прочные
навыки по соблюдению требований пожарной безопасности формируются длительной и
систематической разъяснительной работой. Занятия на пожарную тематику воспитывают
у детей чувство ответственности за сохранность общественной собственности, учат
их осторожности при пользовании огнем, электрическими приборами, средствами
бытовой химии и т.д.
Противопожарная
разъяснительная работа включает в себя занятия с воспитанниками, беседы,
совместные проекты с их родителями (законными представителями), организацию
тематических вечеров и викторин, изготовление плакатов на
противопожарные темы, выпуск номеров газет для родителей.
Встречи
с работниками и ветеранами пожарной службы, участие в
конкурсе рисунков на противопожарные темы организацию
противопожарной агитации в дошкольном учреждении, выставок плакатов и
литературы противопожарной тематики, проведение экскурсий в пожарную часть и
знакомство с пожарной техникой и вооружением, показ
диафильмов, видеофильмов на противопожарную тематику.
Организуются
встречи-беседы с пожарными демонстрируются кинофильмы противопожарной тематики,
организовываются викторины, показываются средства тушения пожара и приёмы
тушения огня.
Периодически
в дошкольном учреждении проводится тренировочная эвакуация для сотрудников и
дошкольников ДОУ на случай возникновения пожара.
Работа
по усвоению дошкольниками правил пожарной безопасности, приобретению ими
соответствующих навыков увенчается успехом при условии, если воспитанники
осознанно воспримут необходимость их выполнения.
Хорошим
подспорьем в формировании различных стратегий поведения в трудных и
эмоционально насыщенных ситуациях является использование игровых заданий, в том
числе и компьютерных игр в соответствии с возрастом. Игровая деятельность, тем
более реализованная на современном техническом уровне, весьма привлекательна и
для младшего и для старшего дошкольного возраста в соответствующих вариантах.
Создающийся с её помощью повышенный интерес к осознанной деятельности во время
пожара или в иных сложных условиях позволяет перешагнуть через внутренний
барьер боязни, трудности, незнания, неумения и незаметно для себя перейти к
овладению новой реальностью, придаёт уверенность в спасении себя и спасении
других, при этом учит правильно рассчитывать свои силы и возможности.
Дошкольное
учреждение, объединяя воспитанников, воспитателей и родителей, придавая
обучению систематизированный и социальный характер, оказывает наиболее глубокое
влияние на детей, поэтому привитие воспитанникам навыков пожаробезопасной
жизнедеятельности должно стать нормой дошкольной жизни и раздел "Пожарная
безопасность" должен изучаться со всей серьёзностью, ведь те азы, которые
впитают дошкольники, останутся у них на всю жизнь, изменяясь и совершенствуясь.