12.04.2021
Использование мнемотехники при обучении детей с связному высказыванию
К. Д. Ушинский
писал:
«Учите ребёнка
каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Мнемотехника в развитии дошкольников»
направлена на развитие мышления и речи дошкольников, с помощью использования
мнемотехнических приемов.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство
запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное
запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях
объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры
рассказа, и, конечно, развитие речи.
С помощью
мнемотехники решаются следующие задачи:
- Развивать связную речь.
- Развивать у детей умение с помощью графической
аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые
сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
- Обучать детей правильному звукопроизношению.
Знакомить с буквами.
- Развивать у детей умственную активность,
сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять
существенные признаки.
- Развивать у детей психические процессы: мышление,
внимание, воображение, память (различные виды).
- Содействовать решению дошкольниками
изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического
характера и др.
Особое место в
работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала –
мнемотаблица.
Содержание
мнемотаблицы – это
графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений
природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев
сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить
так, чтобы нарисованное было понятно детям.
«Мнемотаблицы
на слова»
С помощью мнемотаблиц решаются следующие задачи
1. Развитие связной речи;
2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование
информации) ;
3. Развитие мелкой моторики рук;
4. Развитие основных психических процессов – зрительно-пространственной
памяти, внимания, образного и словесно-логического мышления; помогает овладению
приёмами запоминания и составления рассказов.
Работа с мнемотаблицей:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из
абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по
заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е.
происходит отработка метода запоминания.
Мнемотаблицы часто применяются для составления описательных рассказов по лексическим темам. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов. Например, дикие и домашние животные (знак вопроса – кто это, цвет, части тела, чем покрыто, голос, чем питается, где живёт, что делает и какую пользу приносит человеку.)
Мнемотаблицы которая помогают пересказывать сказку «Теремок», «Колобок».
Дети очень любят загадки и с помощью мнемотаблиц с удовольствием их
отгадывают. При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при
помощи знаков, определять объект.
1. Сидит девица в темнице, а коса на улице (Морковь)
2. Без окон, без дверей Полна горница людей (Огурец)
Мнемотехника способствует:
·
расширению знаний об окружающем мире;
·
у детей появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
·
интересу к заучиванию стихов, скороговорок, загадок;
·
расширению словарного запаса;
·
преодолению робости, застенчивость, учатся свободно держаться
·
перед аудиторией.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.04.2021
Дата обновления: 12.04.2021
Дата публикации: 12.04.2021