01.01.2017
Гармонизация внутреннего состояния ребенка, его отношений с внешним миром возможна лишь при создании психологического комфорта, особых эстетико-педагогических условий для самовыражения в различных видах деятельности.
Для успешного музыкально-художественного развития детей возможно изменение организации музыкальной деятельности, внесение в неё дополнительных внемузыкальных средств таких, как сказочные образы и сюжеты. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, позволяющей мечтать, фантазировать. Посредством ярких, доступных сказочных образов ребенок узнаёт окружающую жизнь, людей, вдумывается в их поступки и судьбы. В сказке ребёнок находит выходы из сложных ситуаций, пути решения конфликтов, позитивную поддержку своих возможностей. Введение малыша в сказку позволяет ему испытывать живое воздействие атмосферы, пространства природы, города, места и времени событий, действий персонажей. Через сказку ребенок учится познавать мир.
Знакомство со сказкой и её персонажами лучше начать с рассматривания иллюстраций в сопровождении музыки и обыгрывания драматических действий. Это вызывает соответствующее эмоциональное настроение ребёнка. Затем можно предложить ребёнку вспомнить знакомый сюжет сказки, случай из его жизни, созвучный эмоциональной окраске музыкального произведения. Свои чувства малыш может выразить в музыкально-дидактических и театрализованных играх, рисовании под музыку. Работая с музыкальным произведением, мы создаем ситуацию, при которой к восприятию подключаются все органы чувств: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Затем ребенок визуализирует услышанные впечатления, отыгрывая их различными художественными средствами. В практической работе применяются активные методы стимулирования деятельности детей ( «сюрпризность», «сказочность», «праздничность ситуации»,«оживление героев», «превращения детей».)
Важное место занимает процесс вербализации: придумывание названий, подбор слов, характеристик, рифмование («Сани с бубенцами», «Зимняя дорога», «Весёлый воробей»). Широко применяется музыкально-ассоциативный метод, когда ребенок говорит о своих переживаниях, страхах, мечтах, опираясь на механизмы жизненных и музыкально-художественных ассоциаций. Обращение к сказочной тематике предполагает применение принципов контрастных сопоставлений, аналогий, метафоры (легкий, как мотылек, рисует мороз на стекле); определительных характеристик (сердитый, ласковый, задорный); исполнение произведений разных стилей и жанров. Работа со сказками позволяет улучшить самочувствие и эмоциональное благополучие ребёнка, развивать личностные качества, проявлять самостоятельность, инициативу, совершенствовать исполнительские навыки, реализовать свои творческие возможности.
Просмотров всего: , сегодня: