Программа дополнительного образования Умники и умницы для детей от 5 до 7 лет

Содержание:
Пояснительная записка
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Цель и задачи
1.2. Характеристики особенностей развития детей 5 - 6 и 6 – 7 лет
1.3. Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)
1.4. Сроки реализации дополнительной образовательной программы
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебно – календарный план развивающих занятий с детьми 5 – 6 лет
2.2. Учебно – календарный план развивающих занятий с детьми 6 – 7 лет
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Особенности организации образовательного процесса
3.2. Материально-технические условия
3.3. Интерактивное сопровождение развивающей среды
3.4. Наглядно-дидактический материал.
3.5. Специальное оборудование
3.6. Мебель
3.7. Методическое обеспечение программы
Пояснительная записка

Программа дополнительного дошкольного образования педагога-психолога Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения детского сада № 361 г. Екатеринбурга составлена с учетом ФГОС
дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных
потребностей и запросов воспитанников, а также в соответствии с нормативно - правовыми документами::
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.122012 No273-ФЗ.
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от
04.09.2014 г. No726-р).
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательных
программам (утверждѐн приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. No196).
4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного
государственного врача РФ от 04.07.2014 No41).
Дополнительная образовательная программа для дошкольников «Умники и умницы» разработана в соответствии с
новыми подходами в образовании.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Самой продуктивной формой обучения в данном возрастном периоде является игра, поэтому реализация
Программы осуществляется на основе погружения в игровое пространство. Доказано, что обучающая задача,
поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что ребѐнок учится и приобретает умения без особого над собой
усилия.
Условия игры сами диктуют ребѐнку необходимость приобретения новых действий и навыков. Он их добровольно
принимает, и учится с явной заинтересованностью. Знания, поданные в готовом виде, несвязанные с жизненными
интересами дошкольников, плохо ими усваиваются и не развивают его. Развивающая игра является активной и
осмысленной для ребѐнка деятельностью, потому что в ней он может проявить себя, реализовать свой потенциал и
перенести приобретѐнные умения в другие условия. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации является важным
показателем развития инициативы ребѐнка. Это и есть результат осуществления одного из направлений развития

образования в настоящем времени.
Игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, поэтому во время игр ребѐнок успешнее
получает и усваивает знания и навыки для становлениясвоей личности. Прогрессивное развивающее значение игры
состоит в реализации возможностей всестороннего развития ребѐнка. Одной из форм развивающего воспитания и
обучения являются развивающие игры. В дополнительной программе «Умники и умницы» использованы методики
известных авторов развивающих игр, таких как Б.П. Никитин, а также методические разработки по работе с модулями
«Дары Фрѐбеля». Во всех играх можно выделить характерные для них общие признаки:
1. Каждая игра представляет набор задач, которые ребѐнок решает с помощью различных предметов.
2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка.
Все игры отвечают основному
принципу обучения - самостоятельно от простого к сложному. Предложенная комбинация игр разных авторов
представляет собой систему интенсивного развития у детей внимания, памяти, воображения, речи, логического
мышления. Развивающие игры помогают не только сформировать необходимые знания, умения и навыки, но и что важно
способствуют развитию личности ребѐнка - дошкольника.
В дошкольном детстве невозможно провести четкую границу между психомоторным и когнитивным развитием
ребенка. Двигательное развитие ребенка в последующем становится основой для его когнитивного, социального и
эмоционального развития. Н.В. Дубовинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких особо подчеркивают тот факт, что
“необходимым компонентом когнитивной деятельности является психомоторное развитие”. Программа “Почемучки”
включает в себя двигательные задания в разных вариантах: пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие мелкой
моторики, на развитие точности движений кисти рук и пальцев, на согласованность движений разных частей тела, на
выразительность движений. Особое значение придается двигательным упражнениям и играм, которые нацелены на
развитие внимания, памяти, быстроты реакции, формирование саморегуляции. Процесс психического развития детей
происходит при условии их высокой двигательной активности. При регулярном выполнении перекрестных движений
образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию
высших психических функций. В связи с этим положением в программу включены упражнения для развития
межполушарного взаимодействия, дыхательные упражнения, которые активируют мозговую активность, растяжки,
нормализующие гипертонус и гипотонус; глазодвигательные упражнения, а также упражнения на релаксацию.
Развитию психомоторики может быть посвящено целое занятие или только его часть.
Новизна программы

Новизна данной программы заключается в самом содержании; методическом аппарате, включающим
нейропсихологический подход. Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой. Он
является здоровьесберегающей и игровой технологией. Программа представляет собой комплексную систему занятий по
развитию психомоторики, развитию высших психических функций, психических форм деятельности и успешности
обучения ребенка. Психомоторные игры и упражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности
детей. При этом воздействие психомоторных упражнений и игр имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект,
способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации
его энергетического потенциала.
Практическая значимость Программы
определяется широким комплексом игр и упражнений, заданий и техник, структурированных в специальные занятия.
Развивающая работа направлена не на тренировку определенных навыков, а на формирование целостной
функциональной системы, на базе которой ребенок сможет самостоятельно овладевать различными умениями.
Отличительные особенности дополнительной
образовательной программы
Особенность данной образовательной программы состоит в том, что система работы построена с учѐтом
следующих подходов:
 принцип целостного представления о мире: при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с
предметами и явлениями окружающего мира;
 принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически
предоставляется возможность выбора;
 принцип творчества (креативности): процесс обучения ориентирован на приобретении детьми собственного опыта
деятельности;
 наглядность обучения;
 цикличность построения занятия;
 принцип системности и планомерности: занятия проводятся систематично, материал располагается
последовательно, от простого к более сложному;
 принцип доступности: материал преподносится в доступной для понимания форме, что облегчает работу с детьми,

делает ее для них понятной;
 принцип развития ребѐнка в деятельности: деятельность самого ребѐнка - основной фактор его развития;
 принцип целостного и гармоничного формирования личности в процессе обучения и воспитания: ребенок
развивается как личность в соответствии с его физическими особенностями и имеющимися задатками;
принцип индивидуальности и дифференцированности: знание и учет индивидуально-психологических особенностей
обучаемых, постановка задач конкретным воспитанникам в соответствии с их личностными характеристиками,
корректирование методики воспитания и обучения;
 принцип психологической комфортности: взаимоотношения строятся
увадительного отношения друг к другу, поддержки и взаимопомощи.

на

основе

доброжелательности,

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего
обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель программы - создание условий для естественного психологического развития детей, развития познавательных
процессов: воздействуя на психомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза активизировать
развитие всех высших психических функций; развития стремления к самостоятельному познанию посредством
развивающих игр; коррекция неблагоприятных личностных особенностей.
Задачи програмы:






способствовать развитию концентрации внимания, координации, умения чувствовать свое тело;
способствовать развитию памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;
способствовать гармоничному взаимодействию полушарий;
способствовать формированию эмоциональной устойчивости, повышению общей работоспособности;
способствовать формированию регулятивных функций, развитию способности к взаимодействию;

 способствовать воспитанию культуры общения и формированию способности работать в группе сверстников.
Адресат программы
Данная программа предназначена для детей 5 – 6 и 6 - 7 лет. Набор детей производится без учета степени
предварительной подготовки.
1.2. Характеристики особенностей развития детей 5 - 6 лет
5 — 6 лет это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со
сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.
В этом возрасте ребенок:


Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует
ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только
развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.



Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его
самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать
взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.



С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время
проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.



Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе.
Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм
управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще
нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом
— каждый самого себя.



Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго
сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.



Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие
социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.



Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей
вопросов.



Начинает задавать вопросы, связанные со смертью.



Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.

Характеристики особенностей развития детей 6 - 7 лет
В целом ребенок 6–7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Дети
способны давать определения некоторым моральным понятиям («Добрый человек — это такой, который, всем помогает,
защищает слабых») и достаточно тонко их различать, например, очень хорошо различают положительную окрашенность
слова экономный и отрицательную слова жадный.
К 6–7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя, обладает
полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья (здоров
он или болен), а также состояние здоровья окружающих; может назвать и показать, что именно у него болит, какая часть
тела, какой орган; владеет культурой приема пищи; одевается в соответствии с погодой, не переохлаждаясь и не
утепляясь чрезмерно.
В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные (или заданные извне) правила и нормы.
Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием
морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки.
Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость,
когда нарушает правила, поступает плохо.

К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей
этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой
стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Продолжает развиваться способность
детей понимать эмоциональное состояние другого человека (сочувствие) даже тогда, когда они непосредственно
не наблюдают его эмоциональных переживаний. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные
эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий.
Большую значимость для детей 6–7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся
устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями,
высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают других о том, где они были, что видели и т.п., т. е.
участвуют в ситуациях чистого общения, не связанных с осуществлением других видов деятельности.
В этом возрасте дети владеют обобщенными представлениями (понятиями) о своей гендерной принадлежности,
устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными проявлениями мужских и женских свойств
(одежда, прическа, эмоциональные реакции, правила поведения, проявление собственного достоинства).
В играх дети 6–7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребенка, свадьба,
праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная
линия.
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного
опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике.
Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония
в движениях рук и ног. Ребенок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку.
По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками.
В возрасте 6–7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов.
Дошкольник может различать не только основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный
и темно-красный), так и по цветовому тону (например, зеленый и бирюзовый). То же происходит и с восприятием
формы — ребенок успешно различает как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т.п.), так и их
разновидности, например, отличает овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы, и т.п. При

сравнении предметов по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные
различия. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом
он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.).
В 6–7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно (т. е. без специальной цели) запоминать
достаточно большой объем информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо
запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания — повторение. Девочек отличает
больший объем и устойчивость памяти.
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным
и последовательным, оно уже непохоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то что
увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения
четче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических
рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках — передать
перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т.п. дети 6–7 лет не только удерживают
первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более
сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений
о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении
выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая
к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Дошкольники классифицируют изображения
предметов также по существенным, непосредственно не наблюдаемым признакам, например, по родовидовой
принадлежности (мебель, посуда, дикие животные). Возможность успешно совершать действия сериации
и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления все более активно
включается речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков
предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Конечно же, понятия дошкольника не являются
отвлеченными, теоретическими, они сохраняют еще тесную связь с его непосредственным опытом. Часто свои первые
понятийные обобщения ребенок делает, исходя из функционального назначения предметов или действий, которые
с ними можно совершать. Так, они могут объединить рисунок кошки с группой «Дикие животные», «потому что она
тоже может жить в лесу», а изображения девочки и платья будет объединены, «потому что она его носит».

Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками,
знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова.
Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические
формы существительных, прилагательных, глаголов. Более того, в этом возрасте дети чутко реагируют на различные
грамматические ошибки, как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические
особенности языка. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными
и подчинительными связями). В 6–7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребенок старается
исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами
других. Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Дети могут последовательно и связно
пересказывать или рассказывать. К 7 годам появляется речь-рассуждение. Важнейшим итогом развития речи
на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным
средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.
1.3. Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)
Ожидаемые результаты:
 использует полученные знания для решения практических задач: умеет концентрировать и удерживать внимание,
сформировано умение произвольного запоминания;
 умеет выполнять задания самостоятельно;
 сформирована познавательная и двигательная активность: обладает хорошей скоординированностью действий,
достаточно для данного возраста развита общая и мелкая моторика, может контролировать свои движения и
управлять ими;
 развиты интеллектуальные и творческие способности, способности к взаимодействию;
 сохраняется эмоциональная стабильность и достаточный уровень работоспособности;
 способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах
деятельности, во взаимоотношениях может соблюдать правила безопасного поведения;
 достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания. У ребенка складываются
предпосылки грамотности.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Программа рассчитана на 9 месяцев и реализуется с сентября по май.
Формы и режим занятий
№

Возрастная
группа

1

Старшая
группа
(5 – 6 лет)

2

20 – 25 мин.

ПодгрупИгровая
повая
программа
деятельность

Подготовитель
ная группа
(6 – 7 лет)

2

25 – 30 мин.

ПодгрупИгровая
повая
программа
деятельность

2

Количество Продолжитель
Формы
Формы
занятий в ность занятий организации проведения
неделю

Формы и режим занятий, предусмотренные программой, согласуются с нормами СанПиН. Форма обучения по
программе очная. Занятия проводятся в свободное от основной учебной деятельности время.
Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятий:
 разминка,


основное содержание занятия – изучение нового материала,



динамическая пауза,



закрепление нового материала,



психогимнастика, этюды, релакс.
Разминка в виде игры на развитие произвольного поведения, либо проведение нейроупражнений, которые
позволяют активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную
деятельность.

Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение
поставленных задач данного занятия.
Динамическая пауза позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой,
способствует развитию крупной и мелкой моторики. Динамическая пауза может включать нейропсихологические
упражнения для развития межполушарного взаимодействия, дыхательную гимнастику, кинезиологические упражнения.
Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новыми знаниями.
Психогимнастика позволяет закончить занятия успокоением детей, обучением их саморегуляции. Релаксирующие
упражнения способствуют сбросу психоэмоционального напряжения.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебно – календарный план развивающих занятий с детьми 5 – 7 лет
Названия тем являются “условными”, так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в
комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не
одного какого-то процесса

Месяц
(дата)

№
занятия

Раздел. Темы

Задачи

Методы и приемы

Дидактические игры

1
Сентябрь

Развитие зрительного
восприятия
произвольного
внимания, мышления
Развитие
межполушарных
взаимодействий
Развитие
пространственновременной ориентации
Развитие
произвольного
поведения

Знакомство с детьми
Развитие
представлений о
временах года
Развитие умения
рассматривать,
рассуждать и находить
нелепости на картинах
Знакомство с буквой А

Формирование умения
действовать по правилу

Дети встают в круг.
Взр. передает мяч и
называет свое имя и т.д.
Работа с картинками
“Времена года”
Работа с картинками нелепицами
Разучивание названий
поз пальцев рук
(кинетический праксис)
Рисование в воздухе и
выкладывание буквы
камушками

Прохождение
лабиринта

“Девочка потерялась
во времени. Помоги
разобраться”
“Найди ошибку”
“Нейрозарядка”
“Рисуем в воздухе и на
спине у друга”
(взрослый показывает,
букву А)
Выкладываем
камушками букву А
“Дирижер” (пропевка
звука А по сигналу
руки: вверх-громко,
вниз - тихо)
«Бабочка летит к
цветку»

Проведение игры на
внимательность (воздух
– руки вверх, земля –
руки вниз, огонь –
вращение вперед –
назад, вода - руки
вперед,
Соединение точек на
рисунке не отрывая

Игра «Воздух – земля
– огонь – вода)
«Буквенные
лабиринты”
“Выкладываем
камушками” (букву Б)
“Соедини точки” (не
отрывая руки. Дважды
по одной линии

Регуляция звука по
сигналу руки

2

Развитие
произвольного
внимания.
Развитие
графомоторики.
Развитие
межполушарного
взаимодействия.
Развитие зрительного

Формирование умения
следовать инструкции
Закрепление
графического образа
буквы А
Закрепление
представлений о
временах года.
Закреплять умения

Игра «Именной круг»

3

восприятия, мышления, находить
Мелкой моторики.
закономерности.

руки

проводить нельзя)
“Разложи и покажи”
(одной рукой
раскладываем крупу,
другой выполняем
праксис позы пальцев
рук)
Уточнение
“Найди пару”(каждому
отличительных
времени года
особенностей времен
соответствуют 2
года
картинки, найди пары и
соедини их.
Нахождение на рисунке «Найди и раскрась»
одинаковых предметов (одинаковые предметы)
«Дорисуй
последовательность»

Развитие
Развитие умения
межполушарного
действовать по правилу,
взаимодействия,
инструкции.
развитие мелкой
моторики
Развитие слухового и
зрительного
восприятия,
координации движений

Кинезиологические
упражнения
Раскладывание пробок,
(кружков, шариков) по
заданной схеме.

“Стучу – кручу”
(делаем 2 действия
одновременно. 1)
Правая рука
похлопывает по голове,
левая – гладит живот по
кругу. Затем меняем
руки. 2) Меняем
программу: правая рука
кругами поглаживает
голову, а левая хлопает
по животу. Вновь
меняем руки.

Развитие умения
определять на слух
буквы, с которых
начинаются слова

Закреплять умения
быстро находить
одинаковые предметы
Закреплять умения
находить предмет по
описанию
4

Развитие мышления,
произвольного
внимания, мелкой
моторики
Развитие
пространственновременной ориентации

Закреплять умения
находить слова
противоположности
Закреплять счет от 1 до
10 и обратно
Закреплять умения
сравнивать, развивать
графомоторные умения,
представления о днях
недели.

“Собираем по
образцу!” (по
карточкам)
Упражнения на
“Выбери инструмент”
фонематический слух (карточка с буквами и
муз. Инструменты.
Взрослый перечисляет
слова, ребенок
определяет с какой
буквы они начинаются
и в соответствии с
карточкой выбирает
инструмент)+Работа по эл. картинкам «Найди одинаковые»
Работа по эл. картинкам «Найди по описанию»

Игра с мячом
“Противоположности”
Работа с эл. картинками “Расставь цифры” (по
порядку от самой
длинной ленты до
самой короткой),
Сравнение длины
“Обведи предмет”
отрезков по эл.
(который тяжелее,
презентации, картинкам легче,...),
“Определи длину”
(годовой курс с. 22)

Рисование узора
“Повтори узор”
Игра с мячом
“Какой день недели”
Работа с эл. картинками “Впиши в пустые
кружки нужные
числа”
Октябрь

5

Развитие мышления,
Закреплять умения
внимания, координации выделять
движения
существенный признак,
обобщать, находить
закономерность.
Закреплять умения
действовать по правилу

Дмитриева В.
Развиваем логику (стр.
1)
Выполнение судоку (в
каждом ряду и столбце
рисунки не
повторяются)
Счет предметов
Поиск фрагмента
Игра на коодинацию
(схема на полу)

«Назови одним
словом»
“Помести
недостающие
картинки в пустые
клетки поля”,
“Сосчитай и запиши”
“Найди такой же
фрагмент”
“Выполняй по схеме”
(на полу обручи и
дорожка из рук и ног)

6

Развитие зрительной
памяти, внимания,
логического мышления,
мелкой моторики

Рисование
запомнившихся
изображений
Работа с наглядным
материалом (стакан с
водой, камушки) и по
картинке
Выполнение
нейропсихологического
упражнения
сопровождается с

“Посмотри и запомни”

Учить произвольному
запоминанию картинок,
умения анализировать и
обобщать

Закреплять умения

“Камушки в воде”
(годовой курс с. 16)
Нейропихологические
упражнения (по схемам
рук)
“Чего не хватает?”
“Сосчитай предметы

соотносить количество проговариванием
предметов с числом
скороговорки и
решением задачи
Работа на листочках
Дмитриева В.
Развиваем логику (стр.
1)
30 занятий Ч.1, стр. 4
7

Развитие логического
мышления,
межполушарного
взаимодействия,
мелкой моторики.

Закреплять умения
вычитать из общего
количества предметов
Закреплять умение
классифицировать
предметы и слова,
умение объединять
предметы по признаку,
создавая
пересекающееся
объединение
предметов.
Учить рисовать
аккуратно

в каждом ряду и
проведи стрелки к
нужным цифрам”
«Обведи по контуру»

«Подбери заплатку»

(Вы – пчелы, я – пчелиный Игра «Пчелы»
часовой. Если позвоню 1
раз – значит появился
трутень, его надо прогнать,
надо бытро махать
крылышками. 2 звонка –
опасность, надо присесть и
спрятаться, 1 звонок –
опасность миновала,
спокойно летать.)

Работа по эл. картинкам
(группировка)
Рисование не отрывая
руки
Одновременная работа
рук (пересыпание и
показ фигуры)

“Раздели на группы”,
“Нарисуй по точкам”
Нейропсихологическое
упражнение
пересыпание крупы
одной рукой ложкой в
стакан, другой рукой
показываем фигуру по
схеме
«Зачеркни столько
фигурок, сколько

красных кружков”
8

Развитие мышления,
произвольного
внимания,
графомоторики

Развитие умения
сравнивать количество
предметов, умения
находить и сравнивать
существенные признаки
предметов
Актуализация работы
головного мозга

Искалки
Закреплять
представления
циферблате (минутная
стрелка, направление)
30 занятий Ч 1. Стр. 6
Дмитриева, стр. 6.7

«Найди три глобуса»
“Игралочка” стр. 10),
“Вставь пропущенные
числа”
«Расставь значки»
“Соедини линиями
подходящие
половинки"
“Собери фигуры”

Дыхательное
упражнения (через
коктельную трубочку
собираем
геометрические фигуры
(у каждого ребенка своя
геометрическая фигура)
30 занятий Ч.1, стр. 5
“Закончи
чистоговорки”
«Найди 7 отличий»
Игра «Воздух – земля
– огонь – вода)
9

Развитие мышления,
произвольного
внимания, речи
межполушарного
взаимодействия

Развитие умения
Работа с карточками
соотносить количество
предметов с числом.
Развитие умения
находить общий
Викторина (дети
признак, распределять отвечают на вопросы и

“Закрой одинаковые”

(двумя руками
одновременно показать
цвет),
“Кто больше
крышечек соберет”

внимание, скорость
реакции

получают крышечки)
Состав числа,
определение
недостающего
количества предметов

“Дорисуй предметы,
чтобы их стало
столько, сколько
показывает цифра”
“Что объединяет эту
группу слов?”
“Кто быстрее
ответит?”
“Найди такую же
фигуру”

Развитие интеллекта,
координации, крупной
и мелкой моторики,
пространственного
восприятия,
тактильного
восприятия, речи

Развитие умения
прыгать по
направлению,
указанному на схеме;
умения определять
фигуру на ощупь
Развитие умения
считать и сравнивать
количество предметов

Нахождение
геометрических фигур
на ощупь
Сравнение количества
предметов с числом

“Прыжки в обруч” (по

11

Развитие мышления

Развитие умения
Задачи на рассуждения
обобщать, умения
Задачи на нахождение
рассуждать и строить
закономерностей
умозаключения, умения
находить
закономерности

“Назови одним
словом”
“Почему эти слова
вместе?”
“Подумай и скажи”,
“Закончи таблицу”
(Игралочка ч. 4 (1)
занятие 5)

12

Развитие мышления

Развитие умения

“Цвет и поза”

10

Нейроупражнения

направлению стрелки)
“Волшебный
мешочек”
“Расставь знаки < =
>”
“Дорожка” (по следам)

Ноябрь

анализировать, умения
считать и сравнивать.
Развитие зрительномоторной коодинации

Нахождение
существенных
признаков,
нахождение
закономерностей

“Найди не такую”
“Четвертый лишний”
“Штриховка”,
“Продолжи ряд”,
“Нарисуй по точкам”
“Сравни количество
предметов и впиши
нужные знаки и
числа”

13

Развитие мышления,
речи,
сообразительности

Умение анализировать,
выделять общий
признак, находить
“сходство” и “отличие”,
расширение словарного
запаса

Знаки сравнения
Нахождение
одинакового и
различного

“Впиши в пустые
клетки нужные
знаки”
“Найди одинаковое”
(“домики” по Зак А.З.)
“Найди отличия”
“Подбери слово”
“Измени букву так,
чтоб получилось
новое слово”

14

Развитие слухового
восприятия, мышления,
внимания, памяти,
пространственных
представлений

Развитие умения
складывать, умения
выделять
закономерности,
умения
ориентироваться в
таблице, умения
запоминать на слух
информацию

Сложение количества
предметов
Чередование фигур
Нахождение изменений
при переходе от одной
фигуры к другой.
Что делает эти фигуры
отличными друг от
друга

Реши примеры”
“Продолжи ряд”,
“Дополни до целого”
Работа с карточками
“Нарисуй
недостающий ключ”
(игралочка ч. 4 (1) с. 3)
“Слушай
внимательно и

Прослушивание
предложений и ответы
на вопросы

отвечай”

15

Развитие мышления,
межполушарного
взаимодействия

Развитие умения
складывать, умения
выделять
последовательности,
умения улавливать
аналогии, умения
находить
противоположности
Активизация
полушарий

Сложение количества
предметов
Числовая
последовательность по
возрастанию
Рисование
одновременно двумя
руками (закрашивание,
штриховка,
перечеркивание)

“Реши примеры”
“Подбери слова по
аналогии”
“Что не так в
предложениях?”
“Расставь числа в
порядке возрастания”
Рисование двумя
руками
“Нейродорожка из
чисел” (числоколичество пальцев)

16

Развитие внимания,
моторики, мышления

Знакомство с действием
вычитания
Развитие умения
обобщать,
синтезировать,
планировать свои
действия

Вычитание
Раскрашивание
ковриков
Дыхательные
упражнения

Нейроупражнение
“Сколько стало?”
“Дутибол”
“Сделай все коврики
одинаковыми”
(Игралочка 4 ч. (1) с.
20)
“Продолжи украшать
шарф” (Игралочка 4 ч.
(1) с. 29)

17

Развитие мышления,
мелкой моторики

Развитие умения
находить разницу,
умения

Нахождение разницы
предметов
Выделение

“Реши примеры”
“Что тут будет?”
(Игралочка с. 22)

классифицировать по
двум основаниям
(количество, форма),
анализ, сравнение

существенных
признаков, определение
недостающей фигуры
Счет до 4

“Найди такую же
карточку”
“Заполни таблицу”
(Игралочка с. 27)
“Раскрась в
соответствии с
числами” (Игралочка 4
ч. (1) с. 30) “Кулак –
ребро - ладонь”

Развитие
фонематических
процессов

Нейроупражнения

“Фокус”
“Запретное движение”
“Какая фигура
лишняя?” (Игралочка
4 ч. (1) с. 33)
“Хлопни когда
услышишь...”
(взрослый произносит
ряд звуков, дети
хлопают, когда услышат
заданный звук)
“Сколько звуков в
слове?”

18

Развитие слухового
восприятия, внимания

19

Развитие мышления,
Развитие умения
Нахождение разницы
речи, мелкой моторики вычитать, умения
Задачи на
группировать
“пересечение”
Расширение словарного
запаса

“Запиши по
картинкам примеры
на вычитание и реши
их”
“Домики” (что
объединяет, что

различает?)(по Зак А.З.)
“Словапротивоположности”
“Раскрась по образцу”

Декабрь

20

Развитие слухового
Развитие
восприятия, внимания, фонематических
мышления
процессов

Отстукивание
(отхлопывание) слова
по количеству слогов
Определение
количества звуков в
заданном слове.
Составление слов из
определенного
количества звуков в
соответствии с
количеством хлопков
взрослого

“Сосчитай-ка!” (звуки
в слове, слог-хлопок в
ладоши)
“Придумай слово”
(определенное
количество слогов в
соответствии с
количеством хлопков
взрослого)
“Сделай коврики
одинаковыми”
(Игралочка 4 ч. (1) с.
38)
“Найди фрагмент”

21

Развитие внимания,
памяти, мышления,
мелкой моторики

Нейрогимнастика
Счет и графическое
написание цифр
Запоминание
месторасположения
предметов

“Круг,квадрат,

Развитие умения
находить и считать
предметы, умения
запоминать предметы и
их месторасположение

треугольник”
“Сколько ты нашел?”
(запиши правильно
цифру)
“Нарисуй, что
запомнил”
“Что тут было”
“Нарисуй по
клеточкам”

22

Развитие мышления,
речи, мелкой моторики,
межполушарное
взаимодействие

Развитие умения
группировать
Развитие умения
подбирать слова,
обозначающие предмет
Расширение словарного
запаса

23

Развитие слухового
Развитие
восприятия, внимания, фонематических
мышления
процессов
Развитие умения
раскрашивать по
правилу.

24

Развитие внимания,
мышления, памяти,

Задачи на
“пересечение”
Подбор слов
Нейроигры

“Домики” (проверь,
правильно ли
решено?)(по Зак А.З. с.
25)
“Слова – предметы”
“Раскрась по образцу”
“Пальчики играют”
(Пальчик правой руки
ходит по синим
кристаллам, левой руки
– по зеленым)
“Дутибол”

Повтор последнего
слога
Подбор слов по
заданным звукам
Отстукивание
(отхлопывание) слова
по количеству слогов

“Эхо” (взрослый
произносит слова, дети
повторяют последний
слог), “Вспомни и
назови” (слова, в
которых есть звук “А”,
“О”) “Сосчитай-ка!”
(звуки в слове, слогхлопок в ладоши)
«Закрась рыбку по
правилу» (с
использованием кубика:
цвет и способ
раскраски).

Развитие зрительноОбведение рисунка по
моторной координации контуру и соединение

“Дорисуй левую
(правую) половинку

мелкой моторики

по точкам
Установление
соответствия между
количеством и цифрой
Складывание квадрата
из частей
Поиск фрагмента

рисунка” “Раскрась
предметы в
соответствии с
цифрой”
“Собери
квадрат”,”Нарисуй по
памяти”
“Найди такие же
символы”

25

Развитие внимания,
пространственного
мышления, памяти,
мелкой моторики

Развитие умения
находить сумму и
разницу чисел
комбинаторных умений

Сложение и вычитание
Последовательности
Числовые
последовательности
Построение
комбинаций из
заданных фигур

“Реши примеры”
“Собери детали”
(годовой курс с. 142),
“Составь фигуры”
(годовой курс с. 143)
“Назови предметы из
стекла, дерева,
металла, пластмассы,
...”
“Что следующее?”

26

Развитие
пространственновременной ориентации,
памяти

Развитие умения
зеркально отображать
постройки из палочек
Развитие умения
запоминать фигуры

Выкладывание палочек
отображая зеркально
Рисование на листе по
инструкции

“Зеркальные
отображения” (с
палочками)
“Огонь – лед”
“Слушай и рисуй”
“Пройди лабиринт”
“Нарисуй по памяти”

27

Развитие творческого Развитие умения
мышления,
анализировать,

Нейроупражнения
Анализ предмета;

“А так ты сможешь?”
(Пересыпание и работа

28

воображения

синтезировать,
воображать

составляющие
эелементы, свойства,
предназначение,
функции.

по карточкам)
“Видное –
неочевидное”
(Представьте 2
абсолютно разных
предмета и найдите
между ними как можно
больше общих черт)
“Из чего состоит”
(Представляем любой
предмет и называем его
составляющие)
“Включи
вариативность!”
(Представляем любой
предмет и
придумываем как его
можно использовать,
помимо прямого
назначения)

Развитие внимания
межполушарного
взаимодействия,
коодинации движений,
развитие речи

Развитие умения
действовать двумя
руками
Развитие умения
ориентироваться по
схеме в пространстве
группы
Развитие быстроты
реакции

Состав числа
Нейродорожки
Ориентация по схеме
Группы животных
Сравнение карточек
Подбор слов,
описывающих свойства
и качества предмета
(прилагательные)

“Расставь в кружках
знаки + или -”
«Умные дорожки»
(прохождение
пальцами обеих рук
по дорожке
одновременно).
Ходьба по схеме.
“Рыба, птица, зверь”

Развитие умения
сравнивать
Расширение словарного
запаса

Январь

29

Развитие
произвольного
внимания, памяти,
речи, координации
движений

Развитие умения
изменять слова в
уменьшительноласкательной форме, во
множественном числе
Расширение словарного
запаса
Развитие умения играть
по правилам

30

Развитие творческого Развитие умения
мышления,
рассуждать,
воображения, речи
воображать,
анализировать

(ведущий произносит
считалку,
останавливаясь на
ребенке, который
должен назвать рыбу
(птицу или зверя)),
“Найди такую же”
“Опиши предмет
Нейроигра
Кистевой праксис
Запоминанние
месторасполоения
карточек и предметов
Изменение слов
(уменьшительноласкательная форма,
множественная форма)

Перекрестные
движения
“Виртуоз” (карточки),
“Математическое
мемори”,
“Тренируем
внимательность”,
“Запрещенные слова”
“Что изменилось?”
“Назови ласково”,
“Доскажи слово”,
“Не один, а много”,

Нейроигра
Выявление причинноследственных связей

“Прошлое и будущее”
(Называем любой
предмет и задаем
вопрос “Чем этот
предмет был в
прошлом?” “Чем этот
предмет может стать в
будущем?”

“Полезно / вредно”
(Выбираем ситуацию и
поочередно
перечисляем, что в ней
вредного и что
полезного)
31

Развитие
осведомленности об
окружающем

Формирование
целостной картины
мира, расширение
кругозора

32

Развитие зрительного Развитие умения
восприятия, внимания, соотносить части с
мышления
целым

33

Развитие мышления

Работа с карточками
Беседа

“Времена года”
“Части суток”,
“Дикие и домашние
животные”
“Кто что ест?”
“Зоопарк”

Подбор карточек на
клетки поля так, чтобы
все половинки
рисунков подходили
Развитие умения
друг к другу как по
анализировать
смыслу, так и по цвету
Развитие зрительноГруппировка по двум
моторной коодинации основаниям
Изменение размеров (от
Развитие умения
работать по инструкции большой к маленькой)

“Веселые бабочки”
“Веселые снеговики”
“Из каких кубиков
построен каждый
домик?”
“Раскрась по образцу”
“Распредели по форме
и цвету предметы”
“Продолжи ряд”
“Сосчитай все
квадраты”

Развитие умения
анализировать,
сравнивать

“Нарисуй, что здесь
будет?” (Зак А.А. с. 40)
“Соедини одинаковые
фигуры”
“Четвертый лишний”

Развитие зрительно-

Выделение
существенных
признаков (формы и
количества,
месторасположения)

моторной коодинации

Февраль

Нахождение лишнего

“Обведи
соответствующим
цветом” (Корректурная
проба: буквы)

34

Развитие слухового и
зрительного внимания,
мышления, мелкой
моторики

Развитие произвольного Кинезиологические
поведения, умения
упражнения,
действовать по правилу, рисование по образцу
быстроты реакции

“Ставим руки”
(ставим руки в той
последовательности, в
которой выставлены
цветные фишки)
“Топ-хлоп”(растения –
животные), “назови 5
имен...”, “Виртуоз”,
“Запретное слова”,
“Запомни и нарисуй”,
работа по эл.
презентации,
“Найди предмет”
“Повтори узор”

35

Развитие внимания,
произвольного
запоминания,
целостного восприятия,
умения выделять
существенный признак

Развитие умения
выделять существенные
признаки, выделять
закономерности,
произвольно
запоминать фигуры

“Внимание и
угадайка”
(Никитиных), “Сложи
картинку” (игры по
парам),
Графический диктант
“На каких рисунках
части фигур
складываются в
целые?”

Составление целового
из частей
Нахождение
отличительных
признаков
Работа по образцу

“Найди лишнее”
“Найди такой же”
“Проставь значки”
36

Развитие общей
координации, крупной
и мелкой моторики.
Развитие внимания и
его переключаемости

Развитие умения
Нейроупражнения
переключать внимание Рисование двумя
руками одновременно

“Покажи

одновременно”
“Рисуем обеими
руками”
“Раскрась по образцу”
“Найди отличия”
“Реши примеры”
(складывание фигур)

37

Развитие мышления,
Развитие умение
Нейрозарядка
пространственновыделять
Части суток, дни
временной ориентации существенный признак, недели
развитие произвольного
внимания
Закрепление умение
ориентироваться по
инструкции

“Найди .... по адресу”,
“Назови части суток”
“Чего не хватает?”,
“Кто быстрее сделает
комок из бумаги”,
“Загадки про
человека”,
“Числовой поиск”
“Сделай шарфики
одинаковыми”
(Игралочка с. 42)

38

Развитие мышления,
пространственновременной ориентации
Развитие графических
навыков

“Кто где находится?”
“Раскрась по памяти”
“Раскрась фигуры
внутри овала и
квадрата...”
(Игралочка с. 53)

Развитие умения
ориентироваться на
листе бумаги, умения
запоминать,
нахождение
закономерностей

Ориентация по
направлениям
Запоминание цвета и
расположения фигур
Раскрашивание фигур
внутри и снаружи

Уточнение
Нахождение общих
“Повтори узор”
представлений “внутри свойств у фигур внутри “Какой цифры не
и снаружи”
квадрата
хватает?” (годовой
курс с. 162)
“Какой стрелки на
хватает?”
“Разложи по схеме”
40

Развитие логического
мышления, внимания,
пространственной
ориентаци,
графомоторики

41

42

Развитие умения
объединять,
комбинировать

Рисование по точкам,
не отрывая рук
Зеркальное
раскладывание палочек
(полосок и фигур)
Составление новых
сочетаний из данных
условий

“Соедини точки”
“Создаем симметрию”
“Сложение и
вычитание фигур”
“Обведи линии”
“Перевертыши”

Развитие мышления,
Развитие умения
целостного восприятия, анализировать,
графомоторики
обобщать,
комбинировать

Выбор составляющих
одно целое
Поиск разных
сочетаний при
изменении
местоположения
предметов

“Назови одним
словом”
“Собери детали”
(годовой курс с. 142)
“Преобразуй” (Зак А.З.
с. 59)
“Перевертыши”
“Обведи узор” (не
отрывая карандаш)

Развитие
пространственной
ориентации,
творческого мышления,

Различение правой и
левой стороны
Нахождение
возможных комбинаций

“Подчеркини
красным тех, кто
смотрит в правую
сторону”

Развитие умения
различать правую и
левую сторону, умения
находить новые

Март

памяти

комбинации

Запоминание фигур и
“Шарики и
их месторасположения штифтики” (Афонькин
С.Ю. с. 95)
“Нарисуй что
запомнил”
“Что изменилось?”

43

Развитие
пространственной
ориентации,
графомоторики

Развитие умения
различать правую и
левую сторону, умения
запоминать условия
задачи

Различение правой и
левой стороны

“Кто где живет?” (Эл.
Презентация)
“Продолжи
штриховку”

44

Развитие внимания,
Развитие умения быть
творческого мышления внимательным,
следовать правилу

Нейрогимнастика
Состав числа 6

(Кулак-ребро-ладонь)
“Дорисуй половинки”
“Нос – пол – потолок”
“Вставь пропущенные
знаки”
“Разложи кубики так,
чтобы при их
сложении в строчка и
столбиках получалось
число 6” (Игралочка с.
56)

45

Развитие памяти,
внимания

Развитие умения
Запоминание
запоминать
предметов, движений
последовательность
картинок, игрушек,
тренировать умение
соотносить подходящие

“Какой остался?”
(кубики в мешке,
кристалл в коробочке),
“Угадай мышь”,
“Зеркало” (движения
под музыку),

по смыслу предметы

46

Развитие речи

47

48

Развитие умения
находить антонимы,
синонимы; умения
изменять слова во мн.
число

“Чего не хватает?”
“Найди пару”,
“Топ-хлоп” (растения –
животные) “Мемори”
“Слушай и
запоминай”
(запомнить цвета,
которые упоминаются в
стихотв.),
Слова противоположности
(антонимы)
Измение слов во мн.ч.
Беседа по картинке

“Скажи наоборот”
“Один - много”
“Перерисуй фигуры
по точкам”
“Что здесь
изображено?”
“Назови одним
словом”

Развитие логического Закрение умения
мышления
находить
закономерности,
умения рассуждать

Выделение
существенных
признаков
Состав числа 7
Исключение лишнего

“Найди
закономерность”
“Загрузи машины”
(Игралочка с. 63)
“Реши задачу”
“Раскрась наоборот”
(годовой курс с. 94)
“Лишние фигуры”

Развитие
Развитие умения
пространственного
анализировать,
мышления, внимания, сравнивать

Изменение размеров
Расстановка знаков по
образцу

“Продолжи ряд”

“Дополни до целого”
“Шифровщик”

Апрель

речи

Развитие умения
Нахождение
работать по правилу,
одинаковых фигур
расширение словарного
запаса

(расставь точки по
образцу)
“Соедини одинаковые
фигуры”
“Кто где живет?”

49

Развитие мышления,
произвольного
внимания

Закрепление умения
запоминать, находить
закономерности,
умения раскрашивать
по правилу

Нахождение
закономерностей

“Внимание и
угадайка”
(Никитиных),
“Что следующее?”
“Раскрась по
клеточкам”

50

Развитие двигательной
памяти, коодинации
движений, внимания,
мышления

Развитие умения
последовательного
повторения действий за
взрослым.
Закрепление умения
находить пары,
запоминание их.

Повтор движений за
взрослым
Ассоциативное
запоминание
Нахожение нелепиц

“Будь внимателен!”
(движение в
соответствии с
командой), “Зеркало”,
“Запомни пары
картинок”, “Найди
отличия”, “Подбери
пару к слову” (игрушка
-кукла, мебель - ...),
“Топ – хлоп”
(нелепицы на слух)

51

Развитие общей
координации, крупной
и мелкой моторики.

Формирование умения Упражнения на
ориентироваться по
пересечение линии тела
схеме, учить ловить мяч
двумя руками.

Вид ходьбы на
пересечение средней
линии тела (на полу
лента или шнур),
ловить руками предмет
(мяч, кольца),

передвижения по схеме
на полу (стопы —
руки). Ползание по
туннелю, перекаты на
матах
“Делай что скажу, а не
покажу”
52

Развитие зрительного Закрепление умения
восприятия, внимания, находить
мышления
закономерности и
подбирать нужный
фрагмент

Нахождение фрагмента “Матрицы Равена” эл.
Решение задач
презентация
“Запиши по
картинкам примеры
на вычитание и реши
их”
Графический диктант

53

Развитие зрительного Закрепление умения
Разрезные картинки
восприятия, внимания, складывать целое из
мышления, речи
частей, умения
подбирать слова,
отвечающие на вопрос:
какой? Какая? Какие?

“Собери картинку”
“Опиши предмет”
“Скажи наоборот”
“Собери фигуры”
“Найди отличия”
“Закончи
последовательность”
“Назови одним
словом”

54

Развитие зрительноЗакрепление умения
Работа по инструкции
моторной координации, работать по инструкции
пространственного
воображения

Штриховка,
графические диктанты,
рисование по
шаблонам, схемам,
дорисовывание левой

(правой) половинки,
копирование по точкам,
рисование по клеточкам
(по образцу)

Май

55

Развитие зрительного Закрепление умения
восприятия,
находить работать по
устойчивости
образцу
внимания,
графомоторики

Дыхательная
гимнастика
Выкладывание узора
счетными палочками

“Дутибол” (с воротами
и мячом), «Подбери по
контуру»,
«Находилки»
“Нарисуй по такой
же”
“Выложи по схеме”

56

Развитие мышления

Подбор аналогий

Эл. презентация
“Аналогии”
Реши примеры

57

Развитие межполушар- Закрепление умения
ного взаимодействия
запоминать,
комбинировать,
преобразовывать

58

Развитие
пространственного
мышления, внимания,
речи

Закрепление умений
Употребление
ориентироваться по
предлогов
сторонам, умения
правильно употреблять
предлоги

Эл. презентация
“Пространственная
ориентация”
“Находилки”
“Нарисуй узор”

59

Развитие мышления

Развитие умения
анализировать,
сравнивать

Игра «Воздух – земля
– огонь – вода)
“Нарисуй, что здесь

Закрепление умения
подбирать аналогии

Изменение комбинаций Игра «Воздух – земля
в соответствии со
– огонь – вода)
схемой
“Пуговицы”
“Нарисуй по образцу”
“Чего не хватает?”

Выделение
существенных
признаков (формы и

Развитие зрительномоторной коодинации

60

Развитие внимания,
слухового восприятия и
зрительного
восприятия

61

Диагностика

62

Диагностика

Закрепление умения
проводить пальцами по
дорожке одновременно
обеими руками

количества,
месторасположения)
Нахождение лишнего

будет?” (Зак А.А. с. 40)
“Соедини одинаковые
фигуры”
“Четвертый лишний”
“Обведи
соответствующим
цветом” (Корректурная
проба: буквы)
«Умные дорожки»
(прохождение пальцами
обеих рук по дорожке
одновременно). Ходьба
по схеме.
«Найди
закономерность»
“Разложи фигуры”,
онлайн игра: судоку

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Особенности организации образовательного процесса
По программе «Умники и умницы» предполагаются занятия с учебными группами постоянного состава, одной
возрастной категории. Оптимальное количество обучающихся в группе 6 - 9 человек.

3.2. Материально-технические условия
Для реализации программы “Умники и умницы” используются: кабинет педагога-психолога, музыкальный и
спортивный залы.
В помещениях достаточно пространства для свободного передвижения детей. Выделены помещения или зоны для
разных видов двигательной активности детей – бега, прыжков, лазания, метания и др. В физкультурном зале имеется
оборудование – инвентарь и материалы для развития крупной моторики и содействия двигательной активности,
материалы и пособия для развития мелкой моторики.
Предметно-пространственная среда кабинета обеспечивает условия для развития игровой и познавательноисследовательской деятельности детей. Выделены зоны, которые оснащены оборудованием и информационными
ресурсами, приборами и материалами для разных видов познавательной деятельности детей.
Среда включает следующие диагностические и образовательные модули:
 коррекция и развитие психомоторных функций у детей
 коррекция и развитие эмоциональной сферы
 развитие познавательной деятельности
 формирование высших психических функций
 развитие коммуникативной деятельности
3.3 . Интерактивное сопровождение на основе комплекса компьютерных игр и упражнений портала Мерсибо,
Играемся, Айкьюша
Кабинет оснащен компьютером и выходом в сеть интернет, что позволяет активно использовать ИКТ и
формировать в течение года интерактивное образовательное пространство. Активно используются онлайн игры по
образовательным областям (задачам).

3.4. Наглядно-дидактический материал.
Наглядно-дидактические материалы и пособия, сгруппированные по блокам:
Коррекция и развитие психомоторных функций:
 сортировщики, игрушки со вставными деталями, пирамидки;
 наборы объемных форм различных цветов и размеров;
 бусы и цепочки для сборки, шнуровки, мозаики;
 конструкторы;
Коррекция и развитие эмоциональной сферы:


музыкальные инструменты;



игры и пособия на изучение эмоций и мимики;



сухой бассейн;

Развитие познавательной деятельности:
 доски с вкладышами и наборы с тактильными элементами;
 наборы геометрических фигур плоскостных и объемных;
 наборы счетного материала разного вида;
 демонстрационный материал для индивидуальных и групповых занятий;
Формирование высших психических функций:


дидактические игры, схемы, таблицы



бусы с элементами разных форм, цветов и размеров;



наборы карт с заданиями различной сложности на определение «одинакового», «лишнего» и «недостающего»;
дидактические игры.

3.5. Специальное оборудование:


Шумовые, музыкальные инструменты для развития слухового восприятия.



Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания.



Измерительные приборы (песочные часы).

3.6. Мебель.


Столы и стулья в количестве, достаточном для подгруппы детей



Мольберт, расположенный на уровне роста детей.



Шкафы, стеллажи или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, дидактических игр и
методической литературы



Ковер для релаксации, лампа (цветная)

3.7. Методическое обеспечение программы
 При разработке рабочей программы использовались следующие литературные источники:
 1. Алябьева Е.А.Занятия по психогимнастике с дошкольниками: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008
 2. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2007.
 3. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7
лет).- М.: Книголюб, 2008
 4. 30 занятий для успешного развития 5 лет Часть 1, 2. Рабочая тетрадь дошкольника. Серия мои первые тетрадки.
Гаврина М.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В.
















5. Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова Который час? Математика для детей 5 – 7 лет.
6. Развивающие игры для будущих первоклассников. Клуб веселых дошколят. Олеся Жукова
7. О.С. Жукова Книга заданий и уупражнений по развитию интеллекта. 2010 г
8. Микляева Н.В. Работа педагога – психолога в ДОУ: методическое пособие /Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева. – М.:
Айрис – пресс, 2007.
9. Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей.- М.: Генезис, 2013
10. Мясоед П.А. Экспресс – диагностика психического развития дошкольников. // ж.Вопросы психологии, 1996,
№2
11. Организация деятельности психолого – педагогического сопровождения в системе образования в условиях
реализации ФГОС/ сост.: О.А.Драганова, М.И.Калараш, И.В.Климова. – Липецк: ЛИРО, 2014
12. Павлов И.В. Хочу учиться! Родителям о психологической подготовке ребенка к школе.- СПб.: Речь, 2008
13. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008
14. Плотникова Е. Готов ли ваш ребенок к школе. Москва: Издательство АСТ, 2016
15. Практические семинары и тренинги для педагогов. – вып.1. Воспитатель и ребенок: эффективное
взаимодействие /авт.-сост. Е.В.Шитова. – Волгоград: Учитель, 2013
16. Практические семинары для педагогов. Вып.2.Психологическая компетентность воспитателей / авт.-сост.
С.В.Терпигорьева.- Волгоград: Учитель, 2011
17. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие.- М.:
Просвещение, 2004. под ред. Е.А.Стребелевой
18. Семаго Н., Семаго М. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения.М.:ООО «Чистые пруды», 2005.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».