Концептуальные основания (принципы) формирования учебного плана: При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; принцип научной обоснованности и практической применимости; принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; принцип интеграции образовательных областей, видов образовательной деятельности, форм работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при организации режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; построение образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы с детьми. Программно-целевые основания (УМК ООП ДО): Учебный план разработан с учётом: - Федеральной образовательной программой дошкольного образования; - инновационной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. Коллектив дошкольной образовательной организации использует учебно-методический комплект к этой инновационной программе. Учебно-методический комплект и программа включены в антологию программ реестра ФИРО; - возрастных и индивидуальных особенностей детей; - выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ. Обязательная часть - не менее 60 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение Федеральной образовательной программы дошкольного образования. В соответствии с требованиями Федеральной образовательной программой дошкольного образования утвержденой приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847. Для реализации ООП ДО в части формируемой участниками образовательных отношений, с учетом запросов родителей и особенностей развития и интересов детей предусмотрено: - реализация образовательной программы «СамоЦвет» Н.В. Дягилевой, О.В. Закревской, О.В. Толстиковой, О.А. Трофимовой Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019; - Мир Без Опасности. Парциальная программа И. Лыковой. Издательский дом «Цветной мир», 2017. - Дорогою добра. Парциальная программа Л. Коломойченко. Издательство «Сфера»,2021. - Тропинка в экономику. Парциальная программа А. Шатовой. Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2015. Данный выбор обеспечивает целостность образовательной работы и содействует эффективному решению проблемы преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую. Содержание данных комплексных и парциальных программ способствует целостному развитию личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям: - физическое развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - социально-коммуникативное развитие; - художественно-эстетическое развитие. Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"). При составлении учебного плана учитывалось соблюдение минимального количества непосредственно организованной образовательной деятельности на изучение каждой образовательной области, которое определено в обязательной части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка. Часы дополнительной, групповой и индивидуальной образовательной деятельности входят в объем максимально допустимой нагрузки. • Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1, 5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную организованную образовательную деятельность (ОД, проводят физкультминутку, включающую упражнения на профилактику зрения, общей и мелкой моторики, снятие мышечной усталости (продолжительность 2-3 минуты). Перерывы между периодами ОД - не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. • Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления непосредственно образовательная деятельность познавательной направленности чередуется с непосредственно образовательной деятельностью художественно-эстетического и физического направлений. • Для детей раннего возраста до 3 лет продолжительность непрерывной образовательной деятельности (ОД) составляет не более 10 мин. ОД осуществляется непосредственно в первую и во вторую половину дня. • Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ для детей дошкольного возраста соответствует СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" Учебный план МБДОУ соответствует Федеральной образовательной программе дошкольного образования, Уставу, реализуемому учебно-методическому комплекту (далее – УМК), отражает образовательные области, виды образовательной деятельности и виды деятельности детей, предусмотренные ФГОС ДО, гарантирует ребенку получение дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО. Учебный план МБДОУ на 2024 - 2025 учебный год является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение образовательной деятельности (далее - ОД), при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей В ДОО применяется комплексно-тематический подход к организации образовательного процесса. Он подразумевает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой темы. В качестве тем могут выступать организующие моменты, тематические недели, события, реализация проектов, сезонные явления в природе, праздники, традиции. При этом, что немаловажно, реализация комплексно-тематического принципа тесно взаимосвязана с интеграцией образовательных областей и с интеграцией детских деятельностей. Образовательный процесс в ДОО организован в форме тематических недель и тематических образовательных проектов (старшая и подготовительная группы), в которых комплекс различных детских деятельностей объединен вокруг единой темы. Именно через различные виды детской деятельности педагоги реализуют содержание всех пяти образовательных областей. В течение каждой тематической недели педагог проектирует и организует свою деятельность по четырем блокам: I блок. Образовательная деятельность по реализации содержания образовательных областей в процессе специально организованных занятий. Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» проводятся занятия по направлениям: «Ребенок и мир природы» (в интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие», а также «Художественно-эстетическое развитие»), «Ребенок и социальный мир» (в интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие», а также «Художественно-эстетическое развитие»), «Развитие элементарных математических представлений» (в интеграции с образовательными областями «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие»), «Конструирование: техническое конструирование из строительного материала, деталей конструкторов, крупногабаритных модулей» (в интеграции с образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»). Для реализации образовательной области «Речевое развитие» (в интеграции со всеми образовательными областями) в нашем тематическом планировании предлагаются занятия по направлениям: «Развитие речи», «Воспитание любви и интереса к художественному слову». Для реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (в интеграции со всеми образовательными областями) предлагаются занятия по направлениям: «Музыка», «Рисование», «Лепка», «Аппликация», «Художественный труд (творческое конструирование из природного и бросового материалов, из бумаги)». Для реализации образовательной области «Физическое развитие» в ДОО проводятся занятия по физкультуре, физкультурные праздники, досуги, соревнования, в занятия по реализации иных образовательных областей включаются динамические паузы. II блок. Образовательная деятельность по реализации содержания образовательных областей вне занятий, в разных формах совместной деятельности педагога и детей. Среди различных форм совместной деятельности взрослых и детей мы используем игру (сюжетную, дидактическую, с правилами), ситуацию (решение ситуативных задач), проектную деятельность, мастерскую, коллекционирование, чтение педагогом и восприятие детьми художественной и познавательной литературы, экспериментирование и исследование, беседы, викторины и конкурсы, наблюдения, экскурсии, работу в книжном уголке. III блок. Самостоятельная деятельность детей в режиме дня. IV блок. Взаимодействие с семьями детей – образовательная деятельность по реализации содержания образовательных областей в процессе сотрудничества дошкольной организации с семьей. Как правило, первое знакомство детей с темой недели происходит при освоении образовательной области «Познавательное развитие» (в интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие»), на занятии «Ребенок и окружающий мир». С темой недели связана специально организованная детская деятельность – коммуникативная, игровая, продуктивная, трудовая, музыкальная, поисково-экспериментальная, конструктивная, восприятие художественной литературы, двигательная активность, – через которую реализуются все образовательные области. Эти виды детской деятельности осуществляются как в форме специально организованных занятий – по развитию речи, развитию элементарных математических представлений, конструированию, лепке, рисованию, аппликации, музыке и физкультуре (I блок), – так и в различных формах совместной деятельности педагогов и детей вне занятий: игре (сюжетной, дидактической, с правилами), педагогической ситуации, мастерской, коллекционировании, чтении художественной литературы, экспериментировании и исследовании, наблюдениях, экскурсиях, беседах, викторинах и конкурсах (II блок). Для специально организованных занятий мы предлагаем три группы целей: обучающие, воспитательные и развивающие. К каждой группе целей мы формируем сначала общие цели в соответствии со Стандартом дошкольного образования), а затем дополняем их целями дидактическими, связанными со спецификой и содержанием данного занятия. Блок самостоятельной деятельности детей (III блок) представлен через перечень мероприятий, которые должен провести воспитатель по организации развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, организация всего помещения группы, размещение атрибутов для сюжетно-ролевых игр детей). Представлены также краткие рекомендации воспитателю по организации детской игры. Взаимодействие и сотрудничество педагогов с семьями детей по реализации Программы (IV блок) осуществляется посредством кратких рекомендаций для родителей, советов по организации домашних занятий, наблюдений в природе, домашнего чтения детям. Рассматривая разные направления организации образовательного процесса, мы реализуем одно из важных положений Стандарта дошкольного образования: «Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в Организации»1. Именно учет указанных четырех направлений позволяет осуществлять непрерывный образовательный процесс, охватывая все виды активности ребенка и делая его активным участником образовательного процесса. В Учебном плане мы представляем названия тематических недель для всех возрастных групп детского сада и тематических образовательных проектов для групп старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная к школе группы). Образовательная область Виды деятельности детей Длительность в минутах (Количество НОД, нагрузка) 3-й год жизни 10 неделя год 4-й год жизни 15 неделя год 5-й год жизни 20 неделя год 6-й год жизни 20-25 неделя год 7-й год жизни 30 неделя год Обязательная часть Социальнокоммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие 1 Игровая деятельность Реализуется ежедневно через самостоятельную деятельность детей в центрах (уголках) развития РЭМП 0,5 18 0,5 18 0,5 18 1 36 2 72 Ознакомление с окружающим 1 36 1 36 1 36 2 72 2 72 Конструирование 0,5 18 0,5 18 0,5 18 1 36 1 36 Развитие речи 0,5 18 0,5 18 0,5 18 1,5 54 1 36 Пункт 2.5 ФГОС дошкольного образования. Художественноэстетическое развитие Физическое развитие Восприятие художественной литературы, фольклора 0,5 18 0,5 18 0,5 18 0,5 18 1 36 Подготовка к обучению грамоте * * * * * * 1 36 1 36 Рисование 1 36 1 36 1 36 1 36 1 36 Лепка 0,5 18 0,5 18 0,5 18 0,5 18 0,5 18 Аппликация 0,5 18 0,5 18 0,5 18 1 36 1 36 Художественный труд * * * * * * 0,5 18 0,5 18 Музыкальная деятельность 2 72 2 72 2 72 2 72 2 72 Двигательная деятельность 3 108 3 108 3 108 3 108 3 108 10 360 10 360 10 360 15 540 16 576 Итого в обязательной части В части, формируемой участниками образовательных отношений Парциальная программа (Количество НОД, нагрузка) Способ реализации 4-й год жизни 5-й год жизни 6-й год жизни 7-й год жизни Дягилева Н. В., Закревская О. В., Культурные практики Толстикова О. В., Трофимова О. А. «СамоЦвет, 2019г. неделя год неделя год неделя год неделя год 0,5 18 1 36 1 36 1 36 Л. Коломойченко «Дорогою добра». Издательство: «Сфера»,2021. Освоение тем программы происходит в повседневной жизни детского сада, а также в процессе реализации образовательной области Федерального Государственного образовательного стандарта «Социально-коммуникативное развитие». 0,5 18 1 36 * * * * И. Лыкова «Мир Без Опасности». Издательский дом «Цветной мир», 2017. Содержание образовательной работы реализуется в процессе режимных моментов: * * * * 1 36 * * * * * * * * 1 36 1 36 1 36 2 72 2 72 Освоение тем программы происходит в повседневной жизни детского сада, а также в процессе реализации образовательной области Федерального Государственного образовательного стандарта «Социально-коммуникативное развитие». Итого в части, формируемой участниками образовательного процесса А. Шатова «Тропинка в экономику». Москва, Издательский центр «ВентанаГраф», 2015. Группа раннего возраста (дети в возрасте от 2 до 3 лет) Неделя 1-ая неделя 2-ая неделя 3-я неделя 4-ая неделя Сентябрь Детский сад Наша группа Наши игрушки Наш участок Октябрь Осень. Наш участок осенью Человек. Части тела Взрослые в детском саду Наши книги Ноябрь Опасные предметы Мои любимые игры и игрушки Моя семья Разноцветная неделя Декабрь Зима. Наш участок зимой Зимняя погода Елочка-красавица, детям очень нравится Новогодний праздник Зимние игры и забавы Народная игрушка Дом и что есть в нем Месяц Январь Февраль Посуда. Накрываем на стол Продукты питания Мебель Одежда Март Мамин день Обувь Профессии Неделя детской книги Апрель Весна. Наш участок весной Животные Птицы Человек. Части тела Май Цветы В гостях у сказки Рыбы Скоро лето Июнь Играем с водой и песком. Первые эксперименты Мой дом Неделя здоровья Транспорт Июль Разноцветная неделя Деревья Ягоды и фрукты Насекомые: В гостях у мухицокотухи Август Одежда и обувь Овощи Домашние животные Любимые сказки Младшая группа (дети в возрасте от 3 до 4 лет) Неделя Месяц Сентябрь Октябрь 1-ая неделя Мы пришли в детский сад. Давайте познакомимся Наши взрослые помощники в детском саду 2-ая неделя 3-я неделя 4-ая неделя Наши игрушки в детском саду Наша группа Наш участок Малыши на осенней прогулке Мы играем вместе: наши игры и игрушки Наша любимая еда: овощи и фрукты Домашние животные Кто живет в лесу Ноябрь Наша любимая еда: молоко и молочные продукты День и ночь – сутки прочь Декабрь Зоопарк Пришла зима Январь Зимние забавы Кто как к зиме приготовился (изготовление кормушек) Предметы вокруг нас: посуда Предметы вокруг нас: мебель Скоро праздник - Новый год! Февраль Наша одежда Наша обувь Профессии Ай да Масленица! Март Мамин праздник Домашний труд Наш дом Наша семья Апрель Весна Город и село Весной в деревне Весна в городе. Подарки весны Наши книги Опасные предметы Скоро лето! Безопасность на воде Наблюдаем за насекомыми Май Июнь Наш календарь: будни и праздники Безопасное поведение в природе Июль Собираемся в путешествие Любимые сказки Народные игрушки Август Неделя здоровья Птицы в городе Неделя экспериментирования Безопасность дорожного движения Растения на участке детского сада Мы любим спорт Средняя группа (дети в возрасте от 4 до 5 лет) Неделя Месяц 1-ая неделя Сентябрь Здравствуй, детский сад! Октябрь Овощи Ноябрь Дикие звери и птицы Декабрь 2-ая неделя Правила и безопасность дорожного движения Ягоды и фрукты 3-я неделя Свойства воздуха Деревья 4-ая неделя Сезонные изменения в природе: Осень золотая Среда обитания: Кто где живет Домашние животные и питомцы Дом, в котором я живу Инфраструктура ближайшего окружения: мой дом. Мебель Сезонные изменения в природе: Зимушка-зима Растения и животные уголка природы Зимние забавы. Игрушки (из чего сделаны новогодние игрушки) Неделя здоровья Любимый праздник – Новый год Мебель Февраль Профессии Транспорт Инструменты День защитника Отечества Март Международный женский день Посуда Бытовая техника Неделя детской книги Апрель Сезонные изменения в природе: Весна Домашние животные Инфраструктура ближайшего окружения: В магазине (в супермаркете) Неделя пожарной безопасности Май Праздники и будни Инфраструктура ближайшего окружения: Моя улица Что такое время Безопасное поведение в природе Свойства воды Безопасное поведение у воды Комнатные растения Одежда и обувь Дома и здания Разнообразие животных Декоративные растения Что за чудо эти сказки Что такое дружба Январь Июнь Июль Август Сезонные изменения в природе: Встречаем лето Достопримечательности родного города (села) Свойства природных материалов Старшая группа (дети в возрасте от 5 до 6 лет) Неделя 1-ая неделя 2-ая неделя 3-я неделя Месяц ТОП2«Безопасность ТН «Золотая осень» ТН «Деревья» Сентябрь дорожного движения» ТН «Охрана природы: ТН «Дикие животные ТН «Грибы» Октябрь Красная книга» средней полосы России» ТН «Рукотворный мир» «Из истории одежды, Ноябрь «Из истории домов и обуви, головных «Из истории мебели» зданий» уборов» ТН «Народные ТОП «Явления природы. ТН «Продукты питания: праздники на Руси. Декабрь Части суток» праздничные блюда» Русский фольклор» ТОП «Зимние игры и забавы» Январь Февраль ТН «Телевидение» ТН «Детям об огне и пожаре» Март ТОП «Мамы всякие нужны. Мамы разные важны» ТН «Что нам стоит дом построить» Апрель ТН «Ранняя весна» Май Июнь Июль Август 2 ТН «Мы живем в России» 4-ая неделя 5-я неделя ТН «Природные сообщества: лес» ТН «Природные сообщества: луг» ТН «Продукты питания: разнообразие продуктов» «Из истории посуды и столовых приборов» ТОП «Общий праздник – Новый год!» ТН «Мой родной край» «Водный транспорт» ТН «Покорение космоса» ТН «Вода» ТОП «Инструменты и материалы» ТН «Цветущая весна» ТН «День Победы» ТН «Травы» ТН «Насекомые» День защиты детей. ТОП «Я – ребенок! И я имею право!» ТОП «Пушкинский день России» ТОП «Природные сообщества: Водоем» ТОП «Лето красное пришло!» «Кружево и вышивка» Тематический образовательный проект «Народные промыслы России» «Сине-голубая Гжель» «Золотая Хохлома» «Русская игрушка» ТОП «Ярмарка ТОП «Любимые книги» ТОП «Школа здоровья» народных мастеров» ТОП – тематический образовательный проект; ТН – тематическая неделя ТН «Явления общественной жизни: Праздники» ТН «День защитника ТОП «Народные Отечества» праздники. Масленица» ТН «Рукотворный мир: Транспорт» «Наземный транспорт» «Веселая Дымка» ТОП «Времена года: Зима» «Воздушный транспорт» ТН «Перелетные птицы» ТН «Неживая природа: горные породы и минералы» «Веселый Городец» Подготовительная к школе группа (дети в возрасте от 6 до 7 лет) Неделя Месяц Сентябрь Октябрь 1-ая неделя ТОП3 «Безопасность дорожного движения» ТОП «Домашние и дикие животные» Ноябрь ТОП «Кремли – защита земли русской» Декабрь ТН «Зима» 2-ая неделя 3-я неделя ТН «Золотая осень» ТОП «Деревья – наши друзья» ТН «Мой край родной» «Чудеса Австралии» ТН «Русские обычаи – взаимопомощь и гостеприимство» ТН «Народные праздники на Руси. Русский фольклор» ТОП «Что из чего и для чего (о свойствах разных материалов)» Февраль ТОП «По реке времени: путешествие из прошлого в будущее» Март ТН «О любимой маме. Профессии наших мам» Апрель ТОП «Земля – наш дом во Вселенной» ТН «День космонавтики» Май ТОП «Мир растений» ТОП «День Победы» Июнь День защиты детей. ТОП «Я – ребенок! И я имею право!» Июль Август 3 «Сине-голубая Гжель» ТОП «Ярмарка народных мастеров» ТОП «Плоды осени: Овощи. Фрукты. Грибы» ТН «Москва – столица ТН «Мы живем в России» нашей Родины» ТОП «По странам и континентам» «Вот так Африка»» ТОП «Зимние игры и забавы» Январь 4-ая неделя «Две Америки» 5-я неделя ТН «Хлеб» «Арктика и Антарктика» ТОП «Общий праздник – Новый год!» ТН «Из истории вещей» ТОП «Телевидение» ТОП «Народные праздники на Руси. Масленица» ТОП «Органы чувств» ТН «Детям об огне и пожаре» ТОП «День защитника Отечества» Слух: «Зачем слону большие уши» Зрение: «Как кошка в темноте видит» Обоняние и осязание: «Чувствовать кожей» ТОП «Планета Океан: ТН «Цветущая весна» вода – источник жизни» ТОП «По странам и континентам» Европа Азия Вкус: «Какого цвета кислый вкус?»» ТН «Лето пришло!» ТОП «Пушкинский день ТОП «Сказки Пушкина» ТОП «Школа здоровья» России» Тематический образовательный проект «Народные промыслы России» «Золотая Хохлома» «Русская игрушка» «Кружево и вышивка» «Веселый Городец» ТОП «Любимые книги» ТОП – тематический образовательный проект; ТН – тематическая неделя ТОП «Скоро в школу!»