СТРУКТУРА 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ -Пояснительная записка ........................................................................................................................ 3 -Направленность Программы… .......................................................................................................... 3 -Новизна Программы………………………………………………………………………………..3 -Актуальность Программы… ............................................................................................................... 3 -Педагогическая целесообразность Программы… ...................................................................... 4 -Цели и задачи Программы… ....................................................................................................... 4 -Отличительные особенности Программы… ................................................................................ 4 -Паспорт Программы… ......................................................................................................................... 5 -Содержание Программы… ................................................................................................................... 6 -Планируемые результаты… ................................................................................................................. 6 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ -Календарно-тематический план ……. ............................................................................................... 7 -Условия реализации Программы… ................................................................................................. 28 -Формы аттестации ................................................................................................................................ 28 -Оценочные материалы… ............................................................................................................... 28 -Методические материалы… ............................................................................................................... 28 -Особенности организации Программы… .................................................................................... 30 3. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение1. Таблица смешивания цветов… ................................................................ 31 Приложение2. Формы занятий по каждому разделу ................................................................ 31 Приложение3. Работа с родителями........................................................................................... 33 Приложение4. Диагностическая карта уровня развития художественно-творческих способностей ............................................................................................................................................... 33 2 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Пластилинография» разработана на основе следующих нормативных документов: Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28, Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 № 2; 4; Письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Программа разработана на основе Программы Г.Н. Давыдовой «Пластилинография для детей в детском саду». Направленность программы «Пластилинография» по содержанию является художественной; по функциональному предназначению художественно– прикладной; по форме организации - кружковой; по времени реализации – годичной. Новизна программы «Пластилинография» в дошкольном учреждении – один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности, так как не является обязательным в программах дошкольного образования. Данная Программа позволяет объединить традиционную лепку, ее приемы и нетрадиционные способы работы с пластилином, декоративным материалом, тем самым расширить творческие возможности ребенка. Необходимо отметить, что существующие программы по пластилинографии представлены в виде занятий на отдельные, разрозненные темы, тогда как данная Программа представляет собой комплекс занятий по блокам, приближенна к комплексно-тематическому планированию детского сада, обогащает, дополняет и расширяет знания детей, полученные в процессе образовательной деятельности. Актуальность программы Учеными доказано, если развитие двигательной активности рук отстает от нормального течения, то задерживается и речевое развитие. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин. Развитие фантазии у детей тесно связано с развитием интеллектуальных способностей. В процессе занятий с пластилином ребенок 3 проявляет творческие способности, которые благотворно влияют на формирование здоровой и гармонично развитой личности. Педагогическая целесообразность программы «Пластилинография» объясняется тем, что в ней основной материал - пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. Занятия представляют большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть, тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Цель и задачи Программы Цель Программы: развитие ручной умелости у детей старшего дошкольного посредством пластилинографии. Задачи Программы: Обучающие: Формировать устойчивый интерес к художественной лепке. Обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения. Дать теоретические знания и формировать у дошкольников практические приемы и навыки работы с пластилином. Развивающие: Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии. Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитательные: Содействовать воспитанию у детей интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином. Воспитывать трудолюбие, аккуратность. Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному. Воспитывать у дошкольников интерес к изобразительной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества. - Отличительные особенности программы Программа составлена с учётом реализации интеграции образовательных областей: Познавательное развитие: осуществляется знакомство с природой, с явлениями общественной жизни. 4 Социально-коммуникативное развитие: развивается общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности и целенаправленности, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Речевое развитие: осуществляется обогащение словаря, звуковой культуры речи, общение. Физическое развитие: дети выполняют упражнения пальчиковой гимнастики, способствующие развитию мелкой моторики обеих рук, выполняют гимнастику для глаз. Художественно-эстетическое развитие: используются произведения познавательной направленности, все виды образовательной деятельности направлены на решение эстетических задач. Паспорт программы: Возраст детей - Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Срок реализации программы - 1 год. Форма обучения - очная. Режим организации занятий -1 раз в неделю по 30 минут. Содержание Программы Учебный план: № п/п Наименование разделов и тем 1 1.1 "Осень" "Гроздь рябины" "Яблоки поспели" "Грибы-грибочки выросли в лесочке "Осенние деревья" "Кленовые листья" "Консервированные фрукты" "Ежик с грибами" "Астры и хризантемы" "Осенний букет для мамы" "Осенний лес"коллективная работа "Божья коровка, улети на небо" "Поздняя осень" "Зима" "Снежинка" " Снегурочка" 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 1.11 1.12 2 2.1 2.2 Количество часов всего кол-во мин. занятий 1 30мин 1 30мин теория практика 10мин 10мин 20мин 20мин 1 1 30 мин 30 мин 10 мин 10 мин 20 мин 20 мин 1 1 1 30 мин 30 мин 30 мин 10 мин 10 мин 10 мин 20 мин 20 мин 20 мин 1 1 1 1 30мин 30мин 30 мин 30 мин 10мин 10мин 10ми 10мин 20мин 20мин 20 мин 20 мин 1 30 мин 10мин 20 мин 1 11 1 1 30 мин 30 мин 30мин 30мин 10мин 10мин 10мин 10мин 20 мин 20 мин 20мин 20мин 5 "Игрушка новогодняя" "Елка новогодняя огоньками светится " 2.5 "Зимняя картина" 2.6 "Снеговик" 2.7 "Творю что хочу"(Самостоятельная деятельность детей) 2.8 "За окошком снегири" 2.9 "Сердечки - валентинки" 2.10 "Галстук для папы" 2.11 "Пингвинчик" 3 "Весна" 3.1 "Украшение для мамы" Тематическое 3.2 "Весна идет, весне дорогу" 3.3 "Фиалочки в горшке" 3.4 "Подснежники" 3.5 "Бабочки, жучки" коллективная работа 3.6 "Волшебное яичко" Тематическое 3.7 "Тюльпаны" 3.8 "Божья коровка на ромашке" 3.9 "Цветущая веточка" 3.10 "Незабудки" 3.11 "Земляничка" 3.12 "Весенняя полянка" коллективная работа Итого: 2.3 2.4 1 1 30 мин 30 мин 10мин 10мин 20 мин 20 мин 1 1 1 30 мин 30 мин 30 мин 10мин 10мин 10мин 20 мин 20 мин 20 мин 1 1 1 1 12 1 30мин 30мин 30 мин 30 мин 30 мин 30 мин 10мин 10мин 10мин 10мин 10мин 10мин 20мин 20мин 20 мин 20 мин 20 мин 20 мин 1 1 1 1 30 мин 30мин 30мин 30 мин 10мин 10мин 10мин 10мин 20 мин 20мин 20мин 20 мин 1 30 мин 10мин 20 мин 1 1 30 мин 30 мин 10мин 10мин 20 мин 20 мин 1 1 1 1 30 мин 30мин 30мин 30 мин 10мин 10мин 10мин 10мин 20 мин 20 мин 20 мин 20 мин 35 19 380 12,6 Планируемые результаты Дошкольники овладеют теоретическими знаниями и навыками по курсу обучения. Будут свободно пользоваться инструментами и материалами, необходимыми для работы с пластилином. Будут владеть различными техническими приемами и способами лепки. Научатся самостоятельно изготавливать из пластилина картины. Разовьют познавательные, творческие и художественные способности, самостоятельность. Выработают усидчивость, терпение, трудолюбие, научатся ценить ручной труд. Получат навыки совместной работы. 6 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ: Содержание учебно-тематического плана. Тема Тема №1 Сентябрь "Осень" Тема №2 Сентябрь Тема №3 Сентябрь Раздел, тема "Гроздь Рябины" "Яблоки поспели" "Грибыгрибочки выросли в лесочке" Содержание Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение. Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, выкладывать из тонких колбасок силуэт грозди рябины и сложный листик. Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения детей аккуратно использовать пластилин в своей работе. Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму. Методы обучения Объяснение. Практическ ое занятие Формы работы фронталь ная Работа с родителями Анкета для родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам развития мелкой моторики рук дошкольников" Объяснение. фронталь ная Презентация «Программа дополнительного образования «Пластилинография » фронталь ная Совершить экскурсию в осенний лес. Рассмотреть, как и где растут грибы. Практическое занятие Объяснение. Практическое занятие 7 Тема №3 Сентябрь "Осенние деревья" Тема №1 Октябрь "Кленовые листья" Тема №2 Октябрь "Консерви рованные фрукты" Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, произведений живописи. Вспомнить с детьми осенние приметы. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного иск усства – пейзажем. Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография» : лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаж ивать границы соединения частей. Учить детей приему «вливание одного цвета в другой». Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени; закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости. Воспитывать чувство любви к красоте родной природы. Обобщать представления детей о фруктах, об их характерных особенностях. Развивать композиционные умения, равномерно располага ть предметы по всему силуэту. Учить достижению выразите льности через более Объяснение. Практическое занятие фронталь ная Дизайн осенних поделок. Объяснение. Практическое занятие фронталь ная Предложить собрать гербарий осенних листьев во время прогулки. Объяснение. Практическое занятие фронталь ная Привлечь детей к посильному участию в сборе урожая фруктов. 8 Тема №3 Октябрь "Ежик с грибами" Тема №4 Октябрь "Астры и хризантем ы" точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображения мелких деталей у фруктов: черенков, семян, чашелистиков. Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный бросовый материал. Развивать детское творчество. Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Представить осенний цветок астру. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части, перекручивать пластилиновые колбаски в жгутики, наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы Объяснение. Практическое занятие фронталь ная Консультация для родителей "Эколо гическое воспитание детей в семье". Объяснение. Практическое занятие фронталь ная Мастер класс для родителей "Пласти линография - это интересно". 9 Тема №1 Ноябрь "Осенний букет для мамы" Тема №2 Ноябрь "Осенний лес"коллективн ая работа Развивать умение любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные. Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание. Закреплять умение детей выполнять лепную картину, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Расширять знания о многообразии растительного мира, об осеннем колорите. Формировать познавательный интерес к природе. Учить детей передавать в работе характерные особенности внешнего вида разных деревьев посредством пластилинографии. Учить в лепке, передавать признаки предметов: длинный – короткий, толстый – тонкий. Продолжать отрабатывать различные приемы лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание. Учить договариваться о предстоящей работе, распределять обязанности. Объяснение. Практическое занятие фронталь ная Консультация для родителей "Рисование пластилином – пластилинография". Объяснение. Практическое занятие группова я Изготовление папки передвижки "Осень" 10 Тема №3 Ноябрь "Божья коровка, у лети на небо" Тема №4 Ноябрь "Поздняя осень" Тема№1 Декабрь "Зима" "Снежинка " Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Развивать умение находить с помощью взрослых ответы на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы. Обеспечить развитие умение у детей самостоятельно передавать форму дерева. Способствовать формированию навыков рельефной лепки. Способствовать развитию умения создавать выразительную композицию (красиво размещать, соблюдая пропорции, строение). Способствовать развитию мелких движений пальцев при лепке элементов выпуклого узора. По беседовать с детьми о зиме. Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественнотворческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их Объяснение. Практическое занятие фронталь ная Папка-передвижка: «Научим ребёнка защищать природу нашего города». Объяснение. Практическое занятие фронталь ная Акция «Помоги тем, кто рядом» (Совместное изготовление родителей с детьми кормушек для птиц) Объяснение. Практическое занятие фронталь ная Оформление родительского уголка на зимнюю тему: « Здравствуй гостья Зима!» 11 передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина. Тема№2 Декабрь "Снегуроч ка" Тема№3 Декабрь "Игрушка новогодняя " Тема №4 Декабрь "Елка новогодняя огоньками светится " Учить детей лепить фигуру человека. Закрепить умения лепить мелкие детали, создавать образ, соответствующий персонажу Снегурочки. Развивать фантазию, творческое воображение детей, образное мышление, мелкую моторику рук. Воспитывать и развивать интерес к персонажам русского фольклора и сказок. Проявлять аккуратность в работе с пластилином. Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика. Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения – пластилинографию; добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала Объяснение. Практическое занятие фронталь ная Консультация на те му "Зима" Объяснение. Практическое занятие фронталь ная Выставка поделок «Новогодняя игрушка» Объяснение. Практическое занятие фронталь ная Природоохранная акция «Сохраним ёлку – красавицу наших лесов» 12 Тема№2 Январь "Зимняя картина" Тема№3 Январь "Снеговик" Тема№4 Январь "Творю что хочу" (сам остоятельн ая деятель ность детей) Тема№1 Февраль "За окошком снегири" (блестки); Воспитывать самостоятельность. Ознакомить детей с понятием "пейзаж". Воспитывать интерес к природе в разное время года. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал. Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других. Обобщить представления детей о зимующих птицах. Разобрать особенности внешнего вида снегиря. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер. Объяснение. Практическое занятие фронталь ная Выставка детских работ. Объяснение. Практическое занятие фронталь ная День открытых дверей. Присутствие родителей на занятии. Объяснение. Практическое занятие Индивиду альная Консультация для родителей: "Пальчи ками играем - стихи повторяем" Объяснение. Практическое занятие фронталь ная Просмотр презентации (совмес тно с детьми): «День птиц». 13 Тема№2 Февраль (Тематиче кое:"День Святого Валентина ") "Сердечкивалентинки " Тема №3 Февраль (Тематиче ское: "23 Февраля") "Галстук для папы" Тема№4 Февраль "Пингвинч ик" Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. фантази ю, мелкую моторику рук. Формировать навыки самостоятельной работы. Систематизировать знания о защитниках Отечества: лётчиках и моряках, танкистах и пограничниках. Развивать речь, память, внимание, активизировать словарный запас. Воспитывать чувства гордости за нашу Родину, чувства любви к ней, вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов. Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Познакомить детей с представителем животного мира самой холодной природной зоны – пингвином. Передавать характерное строение птицы, соблюдая относительную величину частей. Закреплять усвоенные приемы лепки ( скатывание, оттягивание, прощипывание, сглаживание и др.) Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение. Объяснение. Практическое занятие фронталь ная Рассказать детям об истории возникновения: "Дня Валентина" Объяснение. Практическое занятие фронталь ная Фотоколлаж на тему : « Мой папа» Объяснение. Практическое занятие фронталь ная Консультация « Как воспитывать самостоятельность?» 14 Тема№1 Март (Тематиче ское:"8 марта") "Весна" "Украшени е для мамы" ТеМа№2 Март "Весна идет, весне дорогу" Тема№3 Март "Фиалочки в горшке" Приобщать детей к миру искусства, развивать фантазию творчества, воображение, наглядно-образное мышление, зрительную память. Закреплять представления о цвете и размерах предметов. Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растительного мира, укрепить познавательный интерес к природе. Учить создавать композицию из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия работы. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественно – творческой деятельности: цвет, материал, составление композиции. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. Объяснение. Практическое занятие фронталь ная Фотоколлаж на тему : « Моя мама» Объяснение. Практическое занятие фронталь ная Изготовление папки - передвижки: « Весна – Красна снова в гости к нам пришла» Объяснение. Практическое занятие фронталь ная Советы родителям: « Как привлечь ребенка к уходу за комнатными растениями». 15 Тема№4 Март "Подснежн ики" Тема№1 Апрель "Бабочки, жучки" коллективн ая работа Тема№2 Апрель (Тематиче ское: "Пасха" "Волшебно е яичко" Дать представление о первоцветах. Воспитыв ать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни в определенное время года (весна, подснежники); осваива ть способ создания образа посредством пластили на на горизонтальной плоскости; закреплять навыки раскатывания, примазывания; испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки. Воспитывать самостоятельность. Обобщить представление о насекомых. Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей. Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию. Познакомить детей с праздником - Пасхой, ее традициями, обычаями, познакомить со значением новых слов, развивать творческие способности, воспитывать уважение к традициям русского народа. Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции, попытки Объяснение. Практическое занятие фронталь ная Выставка творческих детско родительских работ: "Наши с мамой руки". Объяснение. Практическое занятие группова я Консультация для родителей : "Ум ребенка на кончиках пальцев " Объяснение. Практическое занятие фронталь ная Разучить с детьми стихотворения к празднику: "Пасхи". 16 дополнить рисунок по теме занятия. Тема№3 Апрель "Тюльпаны " Тема№4 Апрель "Божья коровка на ромашке" Тема№1 Май "Цветущая веточка" Познакомить детей с весенними цветами – тюльпанами. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией; учить создавать выразительный образ посредством передачи цвета и объёма. Закреплять умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к пробуждающейся весенней природе. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Использоват ь знания и представления об особенности строения насекомых в своей работе. Воспитывать умения с помощью взрослого находить ответы на вопросы в ходе работы. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве. Изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина. Объяснение. Практическое занятие фронталь ная Экологическая акция для родителей, детей и педагогов «Цветы для красоты». Объяснение. Практическое занятие фронталь ная Памятки для родителей: "Игры в помощь!", Объяснение. Практическое занятие фронталь ная Беседа: "Роль совместного отдыха родителей и детей". 17 Тема№2 Май "Незабудк и" Тема№3 Май "Землянич ка" Тема№4 "Весенняя полянка" коллективн ая работа Создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющие умения и навыки работы с пластилином – скатывание, сплющивание. Продолжить знакомство детей с миром природы. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную работу пальцев рук. Закреплять познавательный интерес к природе. Продолжить обучение созданию композиции из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины. Способствова ть развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином. Вызвать у детей эмоциональное радостное отношение к весенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи. Продол жать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем. Продолжать лепить картинку из отдельных деталей – придавливать, примазывать, разглаживать границы Объяснение. Практическое занятие фронталь ная Выставка рисунков: "Такие разные цветы". Объяснение. Практическое занятие фронталь ная Консультация:"Поль за ягод". Объяснение. Практическое занятие группова я Родительское собрание. Итоги года. 18 соединения частей. Расширять умения применения разнофактурный материал для выразительности картинки. Условия реализации программы Материалы, используемые в пластилинографии: Пластилин (разных цветов); Пластиковые дощечки для выполнения работ; Стеки; Картон (однотонный и цветной), плотный; Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево, стекло, пластик; Бросовый материал - для создания игровых фантазийных изображений: бумага разной фактуры, фантики от конфет, семечки, зернышки, пуговицы, пайетки. Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ребёнка, таблицыпамятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени; альбомы с образцами, фотографиями. Формы аттестации Способами контроля над успешностью реализации программы, являются контрольные занятия, на которых обучающиеся выполняют задания, согласно пройденным темам и получают оценку: «высокий уровень», «средний уровень», «низкий уровень». Результаты фиксируются два раза в год в диагностической карте. «Высокий уровень» определяется при исчерпывающем выполнении поставленной задачи, за безупречное исполнение задания, в том случае, если задание исполнено ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме. Выявлено свободное владение материалом, объём знаний соответствует программным требованиям. «Средний уровень» определяется при достаточно полном выполнении поставленной задачи (в целом), за хорошее исполнение задания, том случае, когда обучающимся демонстрируется достаточное понимание материала, проявлено индивидуальное отношение, однако допущены небольшие неточности. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность выполненного задания. Дошкольник в целом обнаружил понимание материала. «Низкий уровень» определяется при демонстрировании достаточного минимума в исполнении поставленной задачи, когда дошкольник демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение элементов задания. Требования выполнены с большими неточностями и ошибками. Выявлен неполный объём знаний, пробелы в усвоении отдельных тем. Оценочные материалы Диагностика (2 раза в год) в начале года и в конце. 19 Метод наблюдения (на занятиях). Участие в выставках детского сада. Методические материалы 1. Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с. 2. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997. 3. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» Ярославль: «Академия развития», 1998г. 4. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006. 5. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство «Скрипторий», 2007. 6. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. 2008, 80 стр.. 7. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. Издательство «Скриптория2003» 2011, 72 стр.. 8. Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007 9. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая) 10. Лебедева Е. Г. «Простые поделки из бумаги и пластилина». Издательство: Айриспресс. 2008 11. Лыкова И.А. «Лепим игрушки: Лепка из пластилина. Мастерилка». Издательство: Мир книги. 2008 12. Лыкова И.А. Я Будущий скульптор. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г. – 48 с. – илл. 13. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. — М.: АСТ СПб: Сова, 2006 14. Р.Орен. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010 15. Паньшина И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил. 16. Перевертень, Г.И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с. 17. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения). 18. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр.- СПб.: КРИСТАЛЛ, 1997 19. Румянцева, Е.А Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание: дети!" 2009 20. Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49. 21. Стародуб К.И.,Ткаченко Т.Б. Пластилин. Издательство Феникс. 2003 22. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Лепим из пластилина. Ростов-на-дону: Издательство «Феникс», 2003 23. Узорова О. В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. М.: Астрель-АСТ-Ермак, 2004 24. Шкицкая, И. О. Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009 25. Чернова Е.В. Пластилиновые картины/Е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров). 20 Особенности организации Рабочей Программы Этапы работы. Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определенные задачи. Подготовительная часть. Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых принадлежностей). Вводная часть: беседа, мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности детей, рассматривание образца. Тактильно-двигательное восприятие, анализ объектов изображения (натуры или образца) по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка (в тематическом занятии). Физкультурная пауза. Основная часть. Определение последовательности выполнения работ, методы и приемы обучения (планирование деятельности). Показ. Объяснение. Беседа по композиции и технике исполнения, предупреждение возможных ошибок. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Обобщение деятельности; просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания детей на достоинствах и ошибках выполненных работ; оценка их детьми и педагогом. Методы и приёмы. -показ способов, уточнение приёмов выполнения работы взрослым с подробным объяснением; поэтапный показ или показ с привлечением детей; -использование литературного ряда (стихи, загадки, поговорки, и т.д.); фонограмм; -игровые приёмы; -индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и ребёнка; -обследование, рассматривание, наблюдение. 21 3. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Таблица смешивания цветов: Розовый 1/5 красного + 4/5 белого Светло-зеленый 1/3 желтого + 2/3 зеленого. Темно-серый 3/5 черного + 2/5 белого Фиолетовый 1/3 красного + 3/3 синего. Светло-серый 7/8 белого + 1/8 черного Салатовый (травянистый) 1/2 зеленого + 1/2 желтого Охра 1/ желтого + 1/2 коричневого Мраморный: валики из пластилина разных цветов скручивают в жгут и слегка перемешивают, не допуская полного поглощения цветов. Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать. Приложение 2. Формы занятий по каждому разделу: Прямая пластилинография- изображение лепной картины на горизонтальной поверхности. Особенности выполнения работы: 1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски). 2. Располагать их на горизонтальной поверхности. 3. Затем расплющивать, соединяя детали. Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура). Особенности выполнения работы: 1. Использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность (прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т. д.). 2. С обратной стороны прозрачной поверхности маркером нарисовать контур рисунка. 3. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски). 4. Располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения. Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков». Особенности выполнения работы: 1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером. 2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики. 3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения. 4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения. Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев. 22 Особенности выполнения работы: 1. Для начала мы берем разные цвета пластилина. 2. Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Мы получили так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого желательно идти от темных цветов - к светлому. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой. 3. А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии - она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой. Или скатываем колбаску и разрезаем ее. Модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков. Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина. Особенности выполнения работы: 1. Скатывать мелкие шарики, нужного цвета. 2. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета. 3. Слегка прижать. Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф). Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это ещё и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветным фоном поверхность картона, стекла или пластмассы. Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в дошкольном учреждении может стать необычным решением задачи, развития мелкой моторики рук дошкольников. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы. Занятия в технике пластилинография помогают получить информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют представление о цвете, форме и размере предметов, развивает воображение. Приложение 3. Работа с родителями. № Тема встречи 1 «Умелые пальчики» Форма проведения встречи Ознакомительная беседа 2 «Мир на кончиках пальцев» Консультация для родителей Цель встречи Представить родителям программу кружка. Рассказать родителям о взаимосвязи Время проведения Октябрь Декабрь 23 3 «Это мы умеем» развитии мелкой моторики и речи детей. Выставка детских работ. Фотоотчет для родителей о работе кружка «Пластилинография» Май Приложение 4. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ. Композиция Н Н Н Средний балл В – высокий уровень К К К С – средний уровень К Общее количество баллов Уровень Сенсорные способности Фамилия, имя ребенка. Самостоятельнос ть Новизна, оригинальность Н Показатели. Общая ручная умелость Творческая активность Педагог _ Дата обследования: начало года (Н) конец года (К) Н Н Н К К К Н К Н – низкий уровень 24