№ п/п Содержание Страница 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 3 1.2 Актуальность программы 3 1.3 Цель и задачи программы 4 1.4 Участники программы 4 1.5 Основные принципы реализации программы 5 1.6 Предполагаемые результаты 5 2. Содержательный раздел 2.1 Этапы реализации программы 6 2.2 Формы и методы работы 6 2.3 Перечень программных мероприятий 6 3. Организационный раздел 3.1 Оценка эффективности реализации программы 10 3.2 Используемая литература и интернет-источники 10 2 I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Дошкольное образовательное учреждение является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Оно осуществляет взаимодействие со средой, интегрирует формальное и неформальное образование; гибко реагирует на изменяющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности, и запросы. Одно из условий развития открытых образовательных систем – активное взаимодействие различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере образования. Эффективным механизмом такого взаимодействия может стать система сетевого взаимодействия. Сетевое взаимодействие – это инструмент, с помощью которого представители различных субъектов, имеющих специфические интересы, организуют совместную деятельность. Главная цель сетевого взаимодействия – это повышение качества дошкольного образования посредством доступности и открытости работы ДОУ, входящих в сеть. Законодательную основу в сфере образования для сетевого взаимодействия дает Закон «Об образовании в Российской Федерации», приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Основные положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) о сетевом взаимодействие утверждают основные принципы содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. ФГОС решает задачи формирования общей культуры воспитанников; взаимодействия педагогических объединений с общественными. Сетевое взаимодействие дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни. Одной из таких форм является партнерство ДОУ с Библиотечно-информационной системой, посредством которого образовательная деятельность приобретает особое значение с точки зрения непрерывности системы образования, чем разнообразнее связи дошкольного учреждения, тем эффективнее и качественнее его работа. Библиотека может явиться тем социокультурным институтом, партнерство с которым будет полезно не только детям, но и их родителям (законным представителям), педагогам, дошкольному учреждению в целом. Миссия библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям. Таким образом, взаимодействия ДОУ и библиотекой способствует согласованию и реализации интересов всех участников образовательного процесса. 1.2. Актуальность программы Дошкольный возраст – время активного становления читателя в ребенке, требующее совместной работы всех заинтересованных сторон: дошкольного учреждения, семьи и библиотеки. В нашей стране заметно снижен интерес к чтению у дошкольников; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. Техника (аудио-, видео-, компьютерная), дающая готовые образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев. 3 Художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к. расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. Поэтому сотрудничество библиотеки и дошкольного образовательного учреждения – очень важное направление деятельности по формированию интереса дошкольников к чтению. Библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной поддержки социальной рекламы чтения, формирует интерес читателя любого возраста. 1.3. Цель и задачи программы Цель: Формирование у дошкольников устной речи, навыков речевого общения, устойчивого интереса к художественной литературе и приобщение родительской общественности к воспитательно-образовательному процессу, посредством сетевого взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с библиотечноинформационной системой. Задачи: 1. Активизировать познавательный интерес детей к художественной литературе через образовательное, воспитательное пространство с применением новых подходов и технологий. 2. Повысить уровень усвоение программного материала по образовательной области «Речевое развитие», интегрируя его в другие образовательные области, в соответствии с ФГОС ДО. 3. Привлечь родительскую общественность к воспитательно-образовательному процессу, посредством сетевого взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с библиотечно-информационной системой. 1.4. Участники программы Программа по сетевому взаимодействию ДОУ и библиотеки предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса, которое ведется по 4 направлениям: 1. Воспитанники старшей группы ДОУ, работа с которыми направлена на расширение представлений об окружающем мире через знакомство с художественными произведениями и рассматривание иллюстраций в книгах, актуализации полученных знаний, умений и навыков в практическом взаимодействии с окружающими, расширение возможностей для формирования собственного жизненного опыта общения, повышение уровня усвоения образовательных областей в соответствии с ФГОС. 2. Семьи воспитанников старшей группы, работа с которыми направлена на привлечение родительской общественности к совместной деятельности по развитию у детей коммуникативных способностей, самостоятельности, творчества, актуализации возрождения семейных традиций, приобретение нового опыта конструирования собственного поведения, транслирующего детям свои знания, установки и ценности. 3. Педагогическая общественность, работа с которыми направлена на ознакомление с формами и методами работы использования художественной литературы для 4 формирования социальной компетентности дошкольника, повышение уровня усвоения программного материала по образовательным областям, посредством применения ИКТ технологий (онлайн-платформы, интернет-мессенджеры). 1.5. Основные принципы реализации программы 1. Принцип актуальности сетевого взаимодействия. Данный принцип предусматривает использование современных информационных технологий в процессе взаимодействия. 2. Принцип сотрудничества. Осуществление обмена разнообразными инновационными разработками и материалами между социальными партнерами, необходимыми для оптимизации работы над совместной программой. 3. Принцип целостности. Подразумевает целостное и всестороннее развитие личности воспитанника в рамках образовательного процесса. Ознакомление детей с меняющимися условиями во внешней среде, посредством сетевого взаимодействия. 4. Принцип добровольности. Предполагает свободу выбора формы сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса. 1.6. Предполагаемые результаты реализации программы 1. У 85 % детей старшей группы ДОУ активизируется познавательный интерес детей к художественной литературе через образовательное, воспитательное пространство с применением новых подходов и технологий. 2. У 95% детей групп общеразвивающей и компенсирующей направленности ДОУ повысится уровень усвоение программного материала по образовательной области «Речевое развитие», интегрируя его в другие образовательные области, в соответствии с ФГОС ДО. 3. 60 % родителей (законных представителей) воспитанников групп ДОУ будет привлечено к воспитательно-образовательному процессу, посредством сетевого взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с библиотечноинформационной системой. 4. У 85% педагогов повысится уровень профессиональную компетентность педагогической общественности в условиях сетевого взаимодействия. 5 2. Содержательный раздел 2.1. Этапы реализации программы Этапы 1 этап Программные мероприятия Сроки -аналитический Анализ выявленных потенциальных возможностей декабрь 2022 г. и интересов участников образовательных отношений, определение целесообразности установлениясетевого взаимодействия Анализ возможностей о бразовательной среды декабрь 2022 г. ДОУ в решении о сетевом взаимодействии с применением ИКТ технологий с социальными партнерами 2 этап организационный 3 этап практический 4 этап заключительный Установление контактов с социальным партнером С Детской библиотекой № 20 Разработка программы по сетевому взаимодействию на 2022-2023 учебный год Презентация программы на педагогическом совете декабрь 2022 г. Составление и подписания договора о сетевом взаимодействии на 2022-2023 учебный год Составление плана совместных мероприятий между МБДОУ № 361 и библиотекой № 20 на 2022-2023 г. Реализация плана совместных мероприятий декабрь 2022 г Анализ эффективности программы Представление опыта работы на педагогическом совете МБДОУ детский сад № 361 декабрь 2022 г. ноябрь 2022 г. октябрь 2023 г. январь 2023 г. декабрь 2023 г. ноябрь 2023 г. январь 2024 г. 2.2 Формы и методы работы 1) Традиционные формы (коллективные, индивидуальные). 2) Нетрадиционные формы (информационно-аналитические, познавательные, наглядноинформационные и досуговые, применение ИКТ-технологий). 3) Информационно-аналитические формы (социологическое опросы, анкетирование). 4) Познавательные формы (семинары-практикумы, педагогическая гостиная, родительские собраний в нетрадиционной форме, педагогическая библиотека и др.) 5) Наглядно-информационные нетрадиционные формы 6) Досуговые формы (праздники, развлечения, участие родителей и детей в выставках детского творчества и т.п.). 2.3. Перечень программных мероприятий № Мероприятия п/п Работа с детьми 1 1. Обзорная экскурсия в библиотеку детей подготовительной группы. Встречи в читальном зале библиотеки: «Мир детской книги» Дата проведения Январь 2023 Цели Познакомить с библиотекой, дать понятие «абонемент», «читальный зал». Закрепить правила поведения в библиотеке. 6 Ответственный Заместитель заведующий Погодина Е.В. Сотрудник библиотеки воспитатель 2 3 4 5 (знакомство с библиотекой); 2. Беседа «Откуда пришла книга» (из истории книги, бумаги) 1. «Идет зима аукает» (подбор стихов) 2. Конкурс чтецов в МБДОУ 3. Беседа «Структура книги» 4. Слушаем сказки Февраль 2023 Познакомить с историей бумаги, книги. Расширить представление о бумажной промышленности Развить чувства любви к природе, показать красоту родной природы; Закрепление знаний о признаках осени; Пополнение словарного запаса дошкольника; Формирование художественного вкуса Стимулировать развитие у детей фантазии, воображения, художественного и изобразительного мастерства с помощью художественного слова. подготовительной группы Заместитель заведующий Погодина Е.В. Сотрудник библиотеки воспитатель подготовительной группы 1. «Моя милая мама!» (подбор стихотворений о маме). 2. Беседа о художникахиллюстраторах «Кто и как рисует в книгах?» Дидактическая игра «Подбери иллюстрацию к сказке», (домино, пазлы, кубики) «Расскажи сказку». Рассматривание портретов художниковиллюстраторов 3. Литературная гостиная: «Живая шляпа» к 110 летию Н. Носова. 4. Слушаем сказки. 1. Беседа «Зачем нужна библиотека». В чем заключается работа библиотекаря и продавца книг 2. Поисковая деятельность «Какие бывают книги». 3. Как правильно пользоваться книгой Изготовление закладок для книг 4. Игры на эмоции «Сравни характер героев сказок» Дидактическая игра «Узнай настроение», «Угадай, кто это?», «Покажи эмоцию сказочного героя» Март 2023 Апрель 2023 Закреплять знания о библиотеке, о труде библиотекаря и продавца книжного магазина Фотоальбом библиотеки нашего города, формуляры, книги, журналы, печатная продукция, познавательная литература Развивать познавательный интерес к книге и ее создателю Учить узнавать характер героя сказки через мимику, эмоции, жесты Заместитель заведующий Погодина Е.В. Сотрудник библиотеки воспитатели групп Международный день детской книги. Апрель 2023 Прививать любовь к книге. Учить детей Заместитель заведующий Рассказ библиотекаря о творчестве Н. Носова, чтение произведения: «Живая шляпа» Заместитель заведующий Погодина Е.В. Сотрудник библиотеки Воспитатели старшей и подготовительной группы Дети вручают библиотеке альбом с рисунками по рассказу. 7 6 Оформление папокпередвижек, стенда. - Проведение бесед с дошкольниками о правилах поведения в библиотеке и культуре чтения книг и журналов 1. «А кто были лучшие защитники Отечества?» 2. «Книжкина больничка» ремонт книг. Вечер сказок «Узнай сказку». 3. Изготовление открыток, альбома к произведениям А.С. Пушкина (для библиотеки) 3. Знакомство с пословицами о книге, раскрашивание раскрасок Заучивание пословиц, оформление альбома о пословицах. Копирование раскрасок правильно пользоваться книгами, воспитывать бережное отношение к книгам. Погодина Е.В. Сотрудник библиотеки воспитатель подготовительной группы Май 2023 Способствовать воспитанию патриотических чувств, коммуникативной культуры, побудить к чтению исторической литературы. Учить детей бережно относиться к книгам. Закреплять умение узнавать сюжет сказки, придумывать конец. Развивать воображение, мышление Знакомить со смыслом пословиц о книге, привлечь детей к раскрашиванию раскрасок разными способами Заместитель заведующий Погодина Е.В. Сотрудник библиотеки воспитатели групп Дать представление о жизни С. В. Михалкова, развивать речь, выразительное чтение; развивать образное мышление, любознательность; развивать творческие способности, воображение детей; воспитывать интерес к читательской деятельности. Познакомить детей с творчеством детских поэтов А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова. Воспитывать интерес к поэзии, к поэтическому творчеству. Продолжать знакомить детей с творчеством К. Чуковского. Учить детей мастерить Заместитель заведующий Погодина Е.В. Сотрудник библиотеки воспитатели 7 1. Путешествие по книгам С.В. Михалкова» 2. Рисование по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая» 3. Беседы: Правила и умения обращаться с книгой «Чтобы книга дольше жила...». Июль 2023 8 1. Литературная гостиная: «Добрый доктор Айболит» Сентябрь 2023 2. Мастерская «Книжки8 Заместитель заведующий Погодина Е.В. Сотрудник малышки» 3. Сюжетно-ролевая игра «Книжкин магазин» 4. Знакомство с творчеством русского народа (сказки, потешки, прибаутки, загадки) 9 1. Час мужества «Никто не забыт, ничто не забыто» 2. Акция «Подари книгу библиотеке!» 3. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» 4. Беседа «Хорошая книга наш друг» 5. «Зимняя сказка» Итоговое мероприятие с детьми 1 Беседа «Быть родителями почетно!» 2 Памятки: «Шпаргалка для родителей» «Чтение для хорошего настроения» Анкетирование: «Любимые книги моей семьи» «Библиотека + Семья» Консультации по приобщению дошкольников к чтению 3 4 1 Организация библиотеки в детском саду книжки-малышки, библиотеки оформлять их рисунками, воспитатели аппликацией, развивать групп воображение, мышление Продолжать знакомить детей с творчеством русского народа, уточнить, что сказки сочиняют не только писатели, но и люди Октябрь Цель. Познакомить детей Заместитель 2023 с художественными заведующий произведениями о Погодина Е.В. Великой Отечественной Сотрудник Ноябрь Войне, воспитывать у библиотеки 2023 ребят уважение к воспитатель ветеранам, гордость за подготовительной героев Великой группы Отечественной Войны. Сохранить и пополнить Декабрь книжный фонд детской 2023 библиотеки, воспитание бережного отношения к книге. Закрепить знания детей о профессии библиотекарь, воспитывать уважение к труду библиотекаря. Сформировать у детей понимание того, что книга источник знаний, развивать интерес к художественной литературе, Работа с родителями март Заместитель заведующий Погодина Е.В. Сотрудник библиотеки май Заместитель заведующий февраль Погодина Е.В. сентябрь Воспитатели Заместитель заведующий Погодина Е.В. в течение года Воспитатели Сотрудник библиотеки Воспитатели Работа с педагогами Сентябрь 9 Заместитель заведующий Погодина Е.В. 2 3 Информирование воспитателей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах Поиск литературы и периодических изданий по заданной тематике По мере поступления По мере необходимости Сотрудник библиотеки Воспитатели Заместитель заведующий Погодина Е.В. Сотрудник библиотеки Заместитель заведующий Погодина Е.В. Сотрудник библиотеки 3.1. Оценка эффективности реализации программы Оценка эффективности реализации программы сетевого взаимодействия строится на основе следующих мероприятий: - Изучение уровня потенциальных участников, вовлеченных в программу по сетевому взаимодействию. - Анализ уровня усвоения программного материала по образовательным областям в соответствии с ФГОС. - Анкетирование родительской и педагогической общественности с целью определения удовлетворенности системой сетевого взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с библиотечно-информационной системой. - Анализ эффективного участия в мероприятиях в рамках сетевоговзаимодействия. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 3.2. Литература и интернет – источники Бурмистрова, И. В. Сетевое взаимодействие как одна из эффективных инновационных форм методической работы с педагогами ДОУ / И. В. Бурмистрова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 17-22. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31997 Дубова, И. А. Педагогические условия организации социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников / И. А. Дубова. — Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13347/ Педагогические условия организации социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников Сабирова, С. Б. Взаимодействие участников педагогического процесса в ДОУ и городской библиотеки в рамках реализации проекта по формированию социальной компетентности посредством знакомства с художественными произведениями / С. Б. Сабирова, А. Н. Чадченко, О. Н. Васюкова. — Текст: непосредственный // Формирование интереса к художественной литературе у дошкольников через реализацию проекта «Книга — лучший друг» / Т. П. Бердяшкина, Г. А. Власова. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 1 (1). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/1/63 Чикова, И. Б. Расширение образовательного пространства ДОУ в рамках взаимодействия с библиотекой / И. Б. Чикова, В. В. Аникеева, С. А. Осипова. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 1 (1). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/1/2 10